Forum.MEMORIAL.ru » Александр Александров *Сборник рассказов*. Copyright © » РЕПРЕССИРОВАННАЯ НАУКА (PURGED SCIENCE) Добро пожаловать, . [Зарегистрировать это имя] или [Войти]
Автор Тема:   РЕПРЕССИРОВАННАЯ НАУКА (PURGED SCIENCE)
Gaina Alex
написано 31 августа 2008 21:11 (GMT +08:00) Инфо

Наиболее полную и компетентную информацию о сталинских и досталинских репрессиях ученых в СССР можно найти в разделе сайта Института Истории Науки и Техники РАН.
Здесь можно найти все, начиная от царя Николая II-го и кончая нерешенными проблемами типа Профессоров Вальтера или Гедройца.
Engl: The main source in the area of history of purges under scientists during Soviet epoch is:
http://www.ihst.ru/projects/sohist

[Сообщение отредактировал: Gaina Alex, 27 августа 2010 20:46]

Birgitt Bake Edsaa
написано 09 сентября 2008 00:58 (GMT +08:00) Инфо

Our visit this evening.Friday, July 20, 2007 11:24 AM
From: This sender is DomainKeys verified "Birgitt Bakke-Eidsaa" <birgitbe@gmail.com>Add sender to Contacts To: alex_gaina@yahoo.com
-----Inline Attachment Follows-----

Hello, Alex! Terje Heggdal said we wanted to come to you this evening, but we could not find you. Can you please write to me a little article of how you knew Sakharov? Hope Isee you later. I am in Chisinau now. My best regards Birgitt.

Gaina Alex
написано 10 сентября 2008 19:39 (GMT +08:00) Инфо

Seminar "Quantum Gravity" (Moscow, May 1987)

Abstract: A short story of the Seminar "Quantum Gravity" (Moscow, May 1987) is given with recollections about few meetings with professors: M.A. Markov,John Archibald Wheeler, Ya. B.Zeldovich, Stephen Hawking, A.D. Sakharov, Garry Gibbons, Cecille and Bryce DeWitt, Ph. Candelas.

I had a very short conaissance with Andrei Sakharov in Moscow, during a Seminar in Quantum Gravity in Moscow, held in may 1987, where I was invited by V.P. Frolov. The Seminar was organized by M.A. Markov (Institute of Nuclear Research), V.P. Frolov (The Physical Institute of the Academy of Sciences), V. Berezin (The Institute of Nuclear Research) and I met Andrei Sakharov in the Hall of the Conference Room. He went there by his "Volga". After one of the talks, when He was in the Conference Hall near Yakov Zeldovich he had a short meeting and discussion with Steven Hawking. During few minits later I discussed with Andrei Sakharov and I have shown him a mistake in his paper concerning evaporation of black holes published in 1986 in the ZhETF Letters. One of the cross sections of absorption of particles was calculated with a mistake by A.D. Sakharov. He do not agreed with me there and then, but it was impossible to discuss more on this topic that time. I have given him my visit card and he had sent to me a reprint from his paper. I have sent him a coppy from my paper, where the same cross section is calculated correctly. It is to mention, that during the finish of 80-th Andrei Sakharov participated in the InterRegional group in the Parliament of the USSR, where few of the peoples represented Moldavian S.S.R. Between them were Ion Druţă(writer), Ion Hadârcă(writer), Anton Grajdieru(journalist).

The Seminar was a regular one during the finish of 70-th and 80-th. This was the IY-th Seminar. The Main organizer of the Seminar was the Academician, Professor Moses Alexandrovich Markov, while few of his disciples and scientific researchers from the Physical Institute of the Academy of Sciences were local organizers. Between them: Valery Pavlovich Frolov,Valery Berezin, Alexander Zhuk and Andrei Zel'nikov. I was invited to the seminar by A.I. Zhuk and V.P. Frolov.

The programm of the Seminar was as follows:
May 25: (Morning session 10:00-13:00)
1. M.A. Markov "Physical interpretation of the Schrodinger Wave function"
2. J.A. Wheeler "The initial value problem and the Origin of Inertia"

Unfortunately, I was late and came to the Conference after the break. Meanwhile I have discussed during one break on the next day with Moses Alexandrovich Markov, the main organizer of the Seminar. He was very kind and has given me few of reprints from his papers. In the first day of the Seminar Yakov Borisovich Zel'dovich told me a phrase like " Hei, Black holes, How are you? Hello!). I recollect also, that N.V. Mitskievich had a very long discussion with John Archibald Wheeler. He given to Wheeler few of reprints from his papers. Nikolay Mitskievich was one of the first translators of Wheeler into Russian. I recollect well the Russian version of the book by Wheeler and Teylor, which I have red in 1968 or 1969, when I was a schoolar in the town of Telenesti. Many of interesting articles were published that time in the journals "Znanie-sila", "Tehnica Molodezhi" and "Nauka i Zhizni". It is interesting also, that I have met in Catania in 1995 one of the disciples of J.A.Wheeler Virginia Trimble, which have interests in classical astronomy also.
3. E.S. Fradkin, M.A. Vasiliev "Symmetry of Gauge Field of Higher spins and their Gravitational interaction" (E.S. Fradkin - 1-st member of KPSS, participant to Seminar)
4. R.Wald "A new Type of Gauge Invariance for a Collection of Spin2 fields"
5. A.S. Gal'perin, E.A. Ivanov, V.I. Ogievetsky, E.S. Sokatchev "Geometry of gauge and Gravitational Fields from generalized Analyticities"

Afternoon (15:00-18:00)
1. K.S. Stelle "Effective theory of Superstrings"
2. A.A. Tseytlin "Effective Action. Sigma-models and Strings"
3. R.E. Kallosh "Covariant Quantization of Green Schwarz Superstring"
4. M. Duff "Superstrings from the Bosonic stars"
5. I.Ya. Aref'eva, I.V. Volovich "Super and p-adic Strings"

26 May (Morning Session: 10:00-13:00)
1. Ya. B. Zel'dovich, L.P. Grishchuk, Yu.V. Sidorov "Cosmology of the Present day and the Recent Past" (The talk was given by L.P. Grishchuk, while one of the most active particpants to discussions was Ya. B. Zel'dovich. I could mention that the Conference Hall was divided in few cells, with some most active participants, between them were Ya. B. Zel'dovich, L.P. Grishichuk, A.D. Linde, Steven Hawking)
2. S.W. Hawking "Wormholes" (The talk's title was announced in the day of the Seminar) I had a very kind and friendly lunch with Stephen Hawking during the 3-rd day of the Seminar at the 2-nd floor of the Conference Hall in the company of A.D. Linde and E.M. Serebryany. We discussed about instabilities in Black Holes evaporation. Stephen was there with his computer and we have red his answers from the comp's screen.We had a discussion during about 15 minutes, while the full lunch was of about 1h15min long. I will not enter here on the details of the discussion. I recollect well how he has written the word "HOROSHO" on the screenplay. I came there on the 2-nd floor the last. After Stephen came to me in he last day of the Seminar, when A.D. Sakharov went to the Conference Hall [1].
3. A.D. Linde "Particle Physics and Inflation" (in fact this talk was moved to the finish of the Seminar).
4. V.A. Belinsky and I.M. Khalatnikov "On generality of Solution with Inflation in Cosmological Models with Scalar field" ( It is to note, that I.M. Khalatnikov was one of few communists (2-nd, probably) during the Seminar. He do not particpate, practically, to the Seminar. The talk was given by V.A. Belnsky. But subsequently (in 1988) he chaired a conference in Sankt-Petersburg (former Leningrad) concerned to birthday of A.A. Fridman, where particpated Werner Israel, Remo Ruffini and other. We agreed with professor Cecille de Witt to meet there. In spite of my insistent asks to obtain an invitation to that Seminar, this was not possible. I came to Sankt-Petersburg, but the lodging and board were too expensive, so that it was not possible to rest there. The particpants tpo the conference were lodged in the hostel "Leningrad". In addition, Khalatnikov do not agreed my stay there. So that, I was forced to come back to Chisinau just on the next day after the beggining of the conference.
5. A.A. Starobinsky (3-rd communist) "Stochastic Inflation and Super Large Scale structure of the Universe"

Afternoon (15:00 -18:00)
1. V.A. Berezin, V.A. Kuzmin, I.I. Tkachev "O(3) -symetrical tunneling in Early Universe"
2. L.A. Kofman, V.F. Mukhanov "Quantum Cosmology"
3. S.V. Boodnik, V.N. Lukash "Gravitationg Phonons in Quantum Gravity Bianki Type-1 Universe Example" (Serghei Boodnik is my colleague from the same year of the Phys. Dept of the Moscow State University)
4. V.M. Frolov, A.A. Grib, Yu.A. Kryukov "Quantum Effects of Scalar field in Friedman Universe"
5. S. Gottlober, U.Kasper, V.Muller, H.-J.Schmidt "Different types of Scalar fields in Cosmology"
6. V.Tz. Gurovitch "Universe with teh Inflation produced by Vacuum Polarization of Nonconformal Fields"

May 27 (Morning Session)
1. B.S. DeWitt "The Wheeler -DeWitt equation" (the talk's title is approximative), See below about Cecille DeWitt-Morette. Bryce de Witt at the seminar occupied a place in the first row in the center of the conference room very close to the Chair Markov and was one of the most active participants into discussions. Obviously Hawking was at the right hand if see to the desk, while Zel'dovich was at the left hand. Since my first conaissance at the Seminar was the wife by Bryce, I have obviously written letters to Cecille. But many times Bryce answered me instead of Cecille. It is to mention, that Bryce and John Archibald Wheeler has particpated to Manhatten project, while ours scientists Sakharov and Zel'dovich particpated to Soviet Atomic project. The research in this arreas were and are absolutely necessary, but the use of the results of researches depend not from the scientists but from the politicians and governors of the countries. Bryce De Witt (borne 1923), was a graduated from the Harvard University, during the Second World War he was a nautical aviator, subsequently he was a doctoral disciple of a Nobel Prize winner Julian Shwinger. He tried to obtain a professorship at Stanford, but due to some oppostion by Felix Bloch He left and came to Texas University in Austin, were one of the best Centers of Relativity in the World was established. Here he worked till the finish of his days. It was very surprising to me to read that Bryce De Witt, which had very important contributions in Quantum Gravity, Quantum fields Theory and Theory of superstrings has died on september of 2004. A problem of special interest for Bryce De Witt were blck holes collisions. Together with his wife Cecille they organized the widely known Les Huches lectures in gravitation and astrophysics in France, were about 26 Future Nobel Prize Winners participated as lecturers and schoolars. The necrolog was signed by Steven Weinberg, a professor at Texas Univeristy in Austin and Richard Matzner, the director of the Center of Relativity.
2. A.O. Barvinsky, G.A. Vilkovisky "Effective equations from Expectation values" (I had a kind discussion with Grigory Vilkovisky, due to Garri Gibbons, wich told me that Grisha is borne in the town of Vilkovo in the Southern Bessarabia, on Danube river, which many years ago was very like to Venezia. This town had a very developed fish industry. The history of Vilcovo is very old. Here an antic greek colony Licostomo was placed, subsequently in Middle years it was named "Gura de lup" ( "wolf's mouth"). According to Zamfir Rally (Dictionarul geografic al Basarabiei, Bucharest, 1904, pp. 224-225:) "the town of Vilcovo was occupied in 1775 by cossacks from the Kuban river, subsequently it was populated bu russins (a population from the actual territory of western Ukraine, and finaly by cossacks from Zaporoj'e. When Bessarabia was rupted from Moldova (1812), the cossacks refused to rest here and emmigrated to Turkey. Instead of them, in their houses came "Staroobryadtsy", or "lipoveni", a Russian population of old ceremony, which were not allowed by the Czar Governement, after the reform of patriarch Nicon, till the beggining of the XX-th century. The Russin's church was devoted to Saint Nicholas. The agriculture in 1927 was governed by a Romanian Cozea, while the total population consisted of 26 families of Russins and 77 families of Staroobrayadtsy. The total population in 1904 was 4970 peoples. 14 fishing factories, 41 shops. The fishing business in Southern Bessarabia (Dniester and Danube rivers) was very important till the middle of XX-th century.
3. H-H.V. Boreszkowski "Gravitational Black-Body radiation and fluctuations in Quantum Gravity"
4. M.A. Castagnino "Probability and Time in Quantum Gravity"

Afternoon (15:00- 18:00)
1. G.'t Hooft "A Quantum -deterministic model for a Radiating Black Hole" (I had a short meeting with professor 't Hooft in Trieste at the International Centre for Theoretical Physics in 1993)
2. A.I. Zel'nikov, V.P. Frolov "Killing approximation for vacuum and thermal Stress energy tensor in Static Space-time" (Valery Frolov and Andrei Zel'nikov were members of the Local Organizing Commitee)
3. V.F. Mukhanov "Evaporation and Entropy of Quantized Black Holes"
4. N. Sanchez. Quantum field, Antipodal Transformations and curved Space-time" (I have a very long and usefull discussion with Norma Sanchez, concerned to scattering of particles by Black holes)
5. D.V. Galtsov, A.A. Ershov, M.Yu. Morozov Classical and Quantum Fields in Space-Times with Event Horizons: New Results" (see, also "Verochka Zingan and Recollections from teh Physical Department, Part.3, D.V. Galtsov was one of the main lecturers at the School "Quantum Particles in Strong External Fields, held in Chisinau in May 1985. (Gal'tsov 4- th communist at the Seminar).
6. Ya. I. Kogan "Quantized Black Holes and strings"

May 28 (Morning 10:00-13:00)
1. A.A. Logunov "Relativistic Theory of Gravity" The report by A.A. Logunov was not agreed by majority of the particpants to the Seminar.(5-th Communist at the Seminar)

Afternoon
2. S.Deser "Gravity from Strings"
3. W.G. Unruh "Time and Quantum Gravity" (I had a short discussion with Will, concerning Dirac equation in external gravitational fields)
4. V.P. Frolov, E.M. Serebryany, V.D. Skarzhinsky ( Electrodynamical Effects in Gravitational Field of Cosmic string"
5. Z.Perjes "Twistors String models"

Afternoon (15:00-18:00)
1. N. Sanchez "Strings in Accelerated Frames and Curved Space-time"
2. Yu. V. Novozhilov, D.V. Vasilevich "Bosonisation and Induced Gravitation"
3. U.Bleyer, D.F. Liebsher "Quantum mechanics of a pregeometry"
4. V.M. Mostepanenko, N.V. Trunov "4-Dimensional Dynamics of Real particles creation from Virtual Particles in Strong Gravitational fields"
5. P.P. Kulish "Superconformal Algebras and Non-Linear Equations"
6. E.A. Tagirov "Quantum Mechanics in general relativity"
7. V.V. Dodonov, V.I. Man'ko "Generalized Unicertainty relations in Quantum Mechanics"

May 29
1. G. Gibbons "Hyperkahler Metrics and their Symmetries" (Garry was on of the best my friends during the Seminar. We had a long discussion about Moldova, about policy and especially about desired changes in the policy of the USSR)
2. A.S. Galperin, E.A. Ivanov, V.I. Ogievetsky, E.S. Sokatchev (N=2 Supergravities in Superspace"
3. Ph. Candelas "A class of Calllabi-Yau manifolds" ( Due to Cecille De Witt I have had a short discussion with Phil).
4. A.van Proyen (I can't recollect the talk's title)
5. N.V. Krasnikov "Supersymmetry Breaking in Super-string theories"
6. Yu. A. Gol'fand "On the problem of construction of Supergauge theories"
7. A.T. Filippov "On gauge Principle in the Theory of particles and strings"

Afternoon:
1. Don Page "The Quantum state of the Cosmos"
2. Cecille De Witt "Feynman Path Integrals" (We had a very long discussion with Cecille de Witt, Bryce de Witt and Grigory Vilkovisky, as well we came to the Physical Institute of the Academy of Sciences, were we particpated to few seminars directed by E.L. Feinberg, were talks were given by Renata Kallosh, E.S. Fradkin. We were invited to Physical Institute by Renata Kalosh. We have tried as well together to find A.D. Sakharov in his room at the Physical Insitute. The door was open, but nobody was there. We do not know, where He was during the Seminar.
3. A.D. Dolgov "The Island Universe Model"
4. P.I. Fomin "Cosmological Constant and Phenomenology". During the beggining of 80-th I was in Kiev in Feofania and I had a short meet with P.I. Fomin.
5. M.E. Shaposhnikov "Barion asymetry of the Universe in Standar Electroweek theory"
6. G.V. Lavrelashvili, V.A. Rubakov, P.G. Tinyakov "Particle creation and destruction of Quantum Coherence"
7. The moved talk by A.D. Linde
8. M.A. Markov, Final Remarks.
In the last day of the meeting, before the closing session, I have a short meeting with M.A. Markov, during which He has given me few of his reprints, including one with development of the hypothesis of "plankeons". M.A. Markov was very kind.

A number of photographs was took during the Meeting by Dr. Andrei Zel'nikov. I have seen Photographs of Andrej Dmitrievich Sakharov, of Sakharov discussing with Steven Hawking, of A.D. Sakharov ad Ya. B. Zel'dovich sitting in the first row of the conference Hall and discussing the topics of the Simposium, of Bryce DeWitt, Steven Hawking and his son Robert, Moisei Alexandrovich Markov,of John Archibald Wheeler and other particpants to the Simposium. Few correspondences following after the Simposium can be seen at my File: http://upmsu.phys.msu.ru/1977/gaina/Sakharov_Pis.jpg (with A.D. Sakharov), http://upmsu.phys.msu.ru/1977/new4/index.htm (with Steven Hawking and Cecille de Witt).

Concerning Gerardus t'Hooft, I had a meeeting with him in 1993 in Trieste during the spring school on String theory, Gauge theory and Quantum Gravity (19-27 April). I came there with 2 colleagues from the Institute of Gravitation and Space sciences from Bucharest Dumitru Băleanu and Silvia Onofrei. We make a interesting treep through Vienne, where I have seen the Opera of Vienne, the Imperial Palace of Franz Joseph and Maria Antonia, the wonderful architechture of this city, as well 6 years later professor t'Hooft shared the Nobel prize with his colleague from the University in Utrecht Martinus Veltman. The main topic of the speech by G. t'Hooft was particles generation by conical singularities. The school was hosted by Nobel Prize winner and the Director of the ICTP professor Abdus Salam. Unfortunately Abdus Salam was old, but steel full of kindness. I have seen his office, where I have spent about 1/2 a hour. Two interesting meeting occured with Michael Crescimano from MIT and Ivan Verc,a professor from the University of Trieste, which has shown me the astronomical institute of the University of Trieste, which was directed that time by professor Marguerite Hack. The following reports (communications) I recollect from that meeting: Verlinde, Dijkgraaf, Klebanov, Cecoti, Kazakov, David D. Gross, Crescimano, and other. The same time at the ICTP two physicsits from USSR and Romania were in visit: Albert N. Tavkhelidze and Ioan Ursu, both former communists with very high positions in administration of Physics research in their countries.
At the reception board of the conference I was informed, that 2 weeks prior my school professor Vladislav R. Khalilov from the Moscow University particpated into a conference.

I should also mention that the 1987 year was one very prolipherous for physics and astrophysics. This was the year, when the High-temperature superconductivity was discovered. Just after few days after the finish of the Seminar another very interesting Seminar occured at the Institute of the Physical Problem of the Academy of Sciences, where I came toghether with V.B. Braginsky, my former professor of radiophysics at the Physics Department of the Moscow University. We have seen at the entrance to the Institute Ya. B. Zel'dovich , which came there also. In the hole of the Institute S.P. Kapitza expected the particpants to the Seminar, and invited us to enter to the Seminar room. The reports concerned Y-B-Cu-O paterns.

Another interesting event of the 1987 year was the Supernova 1987A, which was discovered in Australia by N. Sanduleak (see: http://www.cfa.harvard.edu/iauc/04300/04318.html#Item0). This event was widely discussed at the Seminar of Ya. B. Zel'dovich at the 2-nd floor of the Astronomical Institute of the Moscow University. This Seminar occured obviously during Mondays at 10:00, and the main reports were taken by Ya. B. Zel'dovich, A.Shandarin,Yu. N. Bolivin, V.S. Imshennik. Another report at the Seminar of Zel'dovich was given by A.D. Linde. The report concerned the relation between the inflation stage of the Universe and the hypothesis by A.D. Sakharov (1967) concerning the non-conservation of the barionic charge. After the Seminar Ya. B. Zel'dovich, A.D. Linde and L.P. Grishchuk had a discussion on the chair at the entrance to GAISh.
Unfortunately in the same year in Moscow I had a bad surprise. It consisted in the fact that at the Library in Moscow I have found a paper by J. Donoghue and B. Holstein " Quantum Mechanics in a curved space", Am. J.Phys, 1986, vol.54(9), pp.827-831, which contains mistakes and which is a continuations of my papers with no citations. I was so despaired. The idea of this paper is very simple. One means an analogy between the fine structure of the elementary particles levels in a Coulombian field and a gravitational spherically symmetric(Schwarzschild) one. The first mention of this idea I know is by De Oliveira and J. Tiomno (1961) and was subsequently continued by Erwin Schmutzer (1968) and N.V. Mitskievich(1969), which, unfortunately, had some mistakes. I have checked their computations and I have given a correct computation(1980). It is interesting, that John A. Wheeler did the same thing in one of his papers in 1971, when he computed numerically the energies levels of scalar and Dirac particles in a spherically symmetric Schwarzschild field. The difference between ours (Gaina, Mitskievich, Schmutzer, De Oliveira & Tiomno) work and Wheeler's one is that our work was an analytical one. Another 2 peoples which do not cited my paper is C.G.A. Bauerle and H.F. Twelker from the Amsterdam University.

The 1987 year was fruitfull in good news and in bad ones also.

BIBLIOGRAPHY AND COMMENTS
1. It is interesing, that Steven Hawking does not thinks historically. In his famous paper concerning Black Holes evaporation (Nature, vol. 248, p. 30, 1974 and Commun. Math. Phys., vol.43, p.199, 1975) He do not cite any papers by Max Planck, the physicist which has introduced a new constant in Physics and the founder of the theory of Black Body radiance. Meanwhile, many bibliographical enciclopedical sourses consider that the most important contribution by Stephen Hawking into physics and astrophysics are the papers concerning Black Holes evaporation above.
Biographies by Physicsists participants to the Quantum Gravity Simposium 1987 could be found in the following Eastern Sourses:
1. (Main Editor: Academicain A.M. Prokhorov) Sovetskii Entsiklopedicheskii Slovar, M., 1981, This Dictionary contains personalies of the following physicists: Ya. B. Zeldovich, E.S. Fradkin, M.A. Markov, I.M. Khalatnikov, A.A. Logunov
2. (Main Editor: Academicain A.M. Prokhorov) Sovetskii Entsiklopedicheskii Slovar, M. 1987. This Dictionary contains personalies of the following physicists: Ya. B. Zeldovich, E.S. Fradkin, M.A. Markov, I.M. Khalatnikov, A.A. Logunov, A.D. Sakharov. According to this Dictionary E.S. Fradkin, I.M. Khalatnikov and A.A. Logunov were members of the Communist Party. It is interesting also that the Dictionary tell us about A.D. Sakharov (p. 1174) the following: (b. 1921). Soviet Physicist, Member of the Academy of Sciences of the U.S.S.R. (1953). Main works concern Theoretical physics. During the last years He is far from the scientific life.
3. Bolshoi Rossiskii Entsiklopedicheskii Slovar, Ed. Drofa, M., 2009; This Dictionary contains biographies of the following physicists: Ya. B. Zeldovich, E.S. Fradkin, M.A. Markov, I.M. Khalatnikov,A.A. Logunov, V.A. Rubakov, Steven Hawking, A.D. Sakharov
4. Dictionar Enciclopedic Ilustrat Nume proprii, Ed. Cartier, Bucuresti-Chisinau, Ed. Cartier; This Dictionary contains a biography by A.D. Sakharov
5. Calendar Naţional, Ed. National Library of the Republic of Moldova, Chisinau; This yearbook, which issues yearly since 1993, contains a biography by A.D. Sakharov
6. Enciclopedia Universală Britannica (a translation from the orginal English edition in 16 volumes), Bucuresti- Chisinau, Ed. Litera, 2010; This Enciclopedia contains biographies by Steven Hawking and A.D. Sakharov. The following biographies can be found in this Encyclopedia: Stephen W(illiam) Hawking (b. 8 Jan, 1942, Oxford, England). English physicist. He was graduated from the Oxford University, but gained the doctoral degree at the Cambridge University. He has studied General Relativity and the Black Holes Physics. In 1971 he explained, that primordial Black Holes, created after the Big Bang, had masses about 1 Billion Tones, while their dimensions were comparable with the proton radius. Microscopic Black Holes are unique, since they are supposed to general relativity theory and quantum mechanics, since their masses are very great, but radii are microscopic. In 1974 He explained, that Black Holes evaporate, while the phenomenon was named "The Hawking radiation". His research gave an impulse to studies of properties of Black Holes and had shown the relation of this properties with Thermodynamics laws and Quantum Mechanics Laws. Due to a partial paraliziya, caused by a lateral amyotrophic sclerosis, he made research which were awarded by many Prizes. Between his books there is a bestseller: "A brief History of Time", 1988 (vol. 5, p. 143); The biography of Andrei D. Sakharov is as follows: Sakharov Andrei Dmitrievich (b. 21 May 1921, Moscow, USSR- d. 14 December 1989, Moscow)- Russian Nuclear physicist and fighter for Human Rights . He collaborated with Igor E. Tamm (1895-1971) in view of creation of the first Hydrogen Bomb in USSR, but in 1961 He act against to N.S. Khrushchev intention to explode one of bombs in the atmosphere by a power of 100 Megatones. In 1968 He published in the West the book "Progress, coexistence, and intellectual freedom", a work in which he act for the reduction of the Nuclear weapons production and criticized the Soviet purges against dissidents. He continued in collaboration with His wife Hellen G. Bonner to fight for Human rights protection and to reform the USSR. In 1975 He was awarded by Nobel Prize for Peace, but the Soviet authorities interdicted Him to receive the Prize in Oslo. In 1980 He was exiled in Gorky (which was a closed city during the epoch, actually Nijni Novgorod). His wife was exiled to the same city in 1984. They were free in 1986 and came back to Moscow. Sakharov was rehabilitated in 1989 and elected in the New Soviet Parliament in the same year, when many of his principles were adopted by the official policy during the rule by M.S. Gorbachev. (vol. 13, p. 307)
7. Le Petit Robert, Paris, 1990; Montreal, Dicorobert, 1990. This Dictionary contains a biography of A.D. Sakharov.
8. A Dictionary of Scientists. Oxford University Press, 1999. This Dictionary contain biographies by S. W. Hawking and J.A. Wheeler
9. Gerard t"Hooft visited in 2011 the Department of Theoretical Physics of the Moscow University. His signature can be found at http://theorphys.phys.msu.ru/about/thooft.jpg
10. The most valuable Enciclopedia published in West in my opinion is The New Enciclopaedia Britannica, Micropaedia. Ready Refernce, XY-th edition (2002). It contains biographies of following physicists which took part in the "Quantum Gravity" Symposium (1987): Gerardus t"Hooft, Stephen W. Hawking, A.D. Sakharov and John Archibald Wheeler. I do not know why the first and the fourth were excluded from the cited Romanian edition (Enciclopedia Universală Britannica, ed. Litera, Bucureşti- Chişinău, 2010) and substituted by other persons.
11. The Oxford Dictionary of Mathematics (authors Cristopher Clapham and James Nicholson), last edition 2009, Oxford University Press includes a biography of Stephen Hawking.

[Сообщение отредактировал: Gaina Alex, 28 ноября 2013 17:10]

Amandasi
написано 07 февраля 2009 23:02 (GMT +08:00) Инфо

You may not know this sender.Mark as safe|Mark as unsafe
Sent: Wednesday, December 19, 2001 11:57:23 PM
To: Alex Gaina (alex-gaina@yandex.ru)

Written with cyrillic fonts (Windows):Здравствуйте, Алекс! (Хотелось бы лучше обратиться по полным имени иотчеству, да не знаю, извините.) Спасибо за письмои добрые пожелания. И Вам от меня тоже самыелучшие новогодние и рождественские пожелания!Владимирову, к сожалению, не могу ничего передать,так как, пославши ему как-то письмо, ответа я неполучил, и не знаю, какой у него на самом делеэлектронный адрес. Кстати, а почему Вы пишете мнепо-русски латиницей? Я могу прочитать (и написать)кириллицей как для Windows, так и в KOI8. Никакихпроблем. Что же касается Владимирова, то с ним,наверное, проще связаться через Мельникова илиБронникова, координаты которых Вы проще всегонайдёте в их журнале (Gravitation and Cosmology,кажется). С интересом познакомлюсь с материалами,о которых Вы пишете. Ещё раз спасибо, и всего Вам наилучшего! Н. Мицкевич (только я не Владимирович, а Всеволодович)
[Сообщение отредактировал: Professor Nikolay Mitskievich, 07 февраля 2009 23:03]

Drardappeva
написано 03 апреля 2009 19:30 (GMT +08:00) Инфо

Дата: 15.08.04 18:32
От кого: Alexander Zhuk <zhuk@paco.net> В адресную книгу… В черный список…

Кому: Gaina Alex <alex-gaina@yandex.ru>
Тема: Re:

koi8 | win | dos | utf-8 | mac
Привет Алик.
Да, конференция прошла, более-менее, удачно. Конечно, повозиться
пришлось изрядно. Ну ничего, теперь все уже позади. Жаль, что ты
не смог приехать. Ждем тебя в следующий раз...
Всего самого хорошего,
Саша

GA> -- Саша, поздравляю тебя с удачной конференцией. Прекрассная программа. GA> А. Гаина

написано 19 июля 2009 00:31 (GMT +08:00) Инфо

Jan Horský (horsky@physics.muni.cz)
You may not know this sender.Mark as safe|Mark as junk
Sent: Tuesday, July 06, 2004 7:15:38 PM
To: Alex Gaina (alex_gaina@hotmail.com)

Dear Alex,I have decided to answer the second part of your question in such a way tosend you the last information of prof.Mc Callum for GRG Society Members.Itwould be the best way to ask prof.Mc Callum to advice you how to join GRGSociety in these days.With best regards,yours sincerelyJan Horsky

Stephani,Schmutzer‏
Sent: Tuesday, July 06, 2004 7:06:18 PM

Dear Dr.Gaina,the first part of my answer is a very short one:

Prof. Stephani was 68 years, when he died in autumn 2003.
I was born on 26.02.30 in Labant/Labut' (in my Bohemian home country).

Greetings,
Jan Horsky

plerzroft
написано 07 августа 2009 20:41 (GMT +08:00) Инфо

Re: BRYCE DE WITT!‏
Sent: Friday, April 10, 2009 2:50:09 AM
To: alex_gaina@hotmail.com

Thanks for your information.

The DeWitt family comes from the Netherlands; it emigrated to Canada and then to the US. There would not be any connection with Nikolai DeWitt.

Regards.
Re: BRYCE DE WITT!‏
Sent: Wednesday, March 18, 2009 2:06:47 AM

Dear Dr. Gaina,

Thank you for your kind words. I would be happy to receive the article that concerns Bryce. Can you ask the Physicsworld Editor to e-mail it to me?

There is a biography of me in the book, “Out of the Shadows,” edited by Nina Byers and Gary Williams (Cambridge University Press, 2006). Since the biography was written, I have written two books:
1. With P. Cartier “Functional Integration, Action and Symmetries” (Cambridge University Press, 2006)
2. “The Pursuit of Quantum Gravity – Memoirs of Bryce DeWitt from 1946 to 2004” (Springer-Verlag, 2009)

Thanks for asking a biography of me.

Very best wishes,

Cecile

On 3/8/09 7:59 AM, "Alex Gaina" <alex_gaina@hotmail.com> wrote:

Dear Professor DeWitt,

First I would like to tell me profound regret in the connection with die of yours husband Bryce. I would like to tell you that I am resting yours sincerely and kindly friend. I am sending you a recent correspondence with Physicsworld Editor, which promised me to add an article to the september issue of this electronic review which will concern Bryce de Witt. Second, I would like to add an article to Russian wikipedia with yours and Bryce biography. I have found the biography by Bryce in the

http://en.wikipedia.org
but it will be interesting to have yours biography also.

danniezealsawv
написано 09 августа 2009 15:09 (GMT +08:00) Инфо

Re: ‏
Sent: Monday, August 08, 2005 5:57:52 AM

Dear Colleague:

Thank you for your message.

I have searched my papers and found a reprint of the article by Wheeler that you mentioned. I am sending it to you ( via regular air mail ) along with a few of my recent reprints.

With best regards, Bahram

On 8/1/05 9:27 AM, "Alex Gaina" <alex_gaina@hotmail.com> wrote:

Dear Professor Mashhoon,

As a reviewer of one of yours papers at

http://www.emis.de/ZMATH could you be so kind to send me a copy from the paper by

JAWheeler, "Transcending the low of coservation for leptons", published in "Quaderno" Academia Nazionale dei Linceei, 1971, No. 157, pp.133-?

написано 09 августа 2009 15:19 (GMT +08:00) Инфо

Your recent email to Professor Hawking.
Переместить в папку: ВходящиеОтправленныеУдаленныеСпамЧерновики

Дата: 04.11.05 17:21
От кого: Professor Hawking <S.W.Hawking@damtp.cam.ac.uk> В адресную книгу… В черный список…

Кому: alex-gaina@yandex.ru
Тема: Your recent email to Professor Hawking.

**Automatic Reply**

Your email regarding "Re: Your recent email to Professor Hawking." has been received.

Professor Hawking very much regrets that due to the severe limitations he
works under, and the huge amount of mail he receives, he may not have time
to write you a reply. All e-mail is read. We do not have the facilities
in to deal with the specific scientific enquiries, or theories we receive.

Please see the website http://www.hawking.org.uk for more information
about Professor Hawking, his life and his work.

Yours faithfully

David Pond

Graduate Assistant to
Professor S W Hawking CH CBE FRS

Department of Applied Mathematics and Theoretical Physics,
University of Cambridge,
Cambridge,
CB3 0WA.
United Kingdom.

http://www.hawking.org.uk

написано 09 августа 2009 15:22 (GMT +08:00) Инфо

Re: P.S.‏
Sent: Tuesday, April 27, 2004 12:42:33 AM
Cc: Stefanie Wikner (S.Wikner@damtp.cam.ac.uk)

Dear Alex, I will do so.It is a long time and I don't remember in detail.The paper was about the fifth force and I think we wanted to say thatunder some circumstances it could render black holes unstable.We did not claim to survey all appears on the instablity/However, perhaps the papers you mention mightbe relevant for that, and could lead to better limits. Gary

Leonid Grishchuk
написано 28 августа 2009 21:14 (GMT +08:00) Инфо

Re: Alex Gaina saw this on physicsworld.com‏
Sent: Sunday, September 21, 2008 2:50:03 AM

Konechno jali i John-a Wheeler-a i Bryce DeWitt-a.

написано 22 января 2010 18:12 (GMT +08:00) Инфо

Re: your mail‏
Medium riskYou may not know this sender.Mark as safe|Mark as junk
Sent: Tuesday, October 09, 2001 11:16:30 PM

Dear Alex, you might wish to try a web search.

best, Maurice

On Tue, 9 Oct 2001, Alex Gaina wrote:

> Dear Maurice,
> Send me , please the e-mail address by
> Michael Crescimano
>
> Sincerely yours Alex Gaina

написано 29 октября 2010 22:05 (GMT +08:00) Инфо

Re: For Matin Durrani‏
From: Matin Durrani (matin.durrani@iop.org) on behalf of PWLD (physics.world@iop.org)
Sent: Tuesday, November 10, 2009 6:07:56 PM

Dear Dr Gaina

As Professor DeWitt died over five years ago, we will not be publishing an obituary of him in Physics World.

Regards
Matin Durrani
-----------------------------------
Dr Matin Durrani
Editor, Physics World

IOP Publishing, Dirac House,
Temple Back, Bristol BS1 6BE, UK
Tel. +44 117 930 1002
Fax +44 117 925 1942
Fax +44 117 920 0737 (direct)
E-mail: matin.durrani@iop.org
Web: http://physicsworld.com

Alex Gaina <alex_gaina@hotmail.com>
09/11/2009 19:04 Please respond to
<alex_gaina@hotmail.com>

To Matin Durrani <physics.world@iop.org>
cc
Subject For Matin Durrani

Dear Matin, Yours obituary is good. I have added them to

http://adsabs.harvard.edu/physics_service.html
The abstract will appear in 2 weeks.

But, I will ask for a reciprocity. Take account: There is also the Library of the Congress, where Cecille and Bryce De Witt have many, very many books!
Work, please, a little on my version of the previous paper concerning the Quantum Gravity Seminar in Moscow. I think that Bryce De Witt ' s merrit to have an obituary in the PWLD. See:

http://catalog.loc.gov/cgi-bin/Pwebrecon.cgi?DB=local&PAGE=First

I have promised to Cecile!!! Let's negotiate!

I will add yours article

Vitaly Ginzburg: 1916–2009

to ADS NASA if you will publish an improved version of the paper below

THE QUANTUM GRAVITY SEMINAR (MOSCOW 1987)
(HOMAGE TO BRYCE DE WITT)
to

PWLD,

Regards,

Dr. of Physics and Mathematics, Programmer
Gaina Alex
str.Deleanu 2/146,
Chisinau, MD-2071
The Republic of Moldova
Phone: (37322)512674: Fax: (37322)549155

написано 15 марта 2011 18:20 (GMT +08:00) Инфо

Hiroaki Terashima Hiroaki Terashimaterasima@stat.phys.titech.ac.jp

Send email
Find email Add to contactsTo Alex Gaina
From: Hiroaki Terashima (terasima@stat.phys.titech.ac.jp)
Sent: Thursday, July 28, 2005 9:40:20 PM

Dear Alex, Thank you for your e-mail. >Is this minimum occuring at the radius of the unstable orbit>in the Schwarzschild field? No, the minimum in Fig. 2, i.e. r=3r_s/2, is NOTthe radius of the unstable orbit, i.e. r=r_s(1+(c^2/2v^2)),even though they agree in the limit of v -> c.As in Eq.(14), the local LT during the motion of the particlecomes from the acceleration by external forceand the change in local frame.The minimum is determined by lambda=0 (no local LT),while the unstable orbit is determined by a=0 (no external force). ----------------------------------------- Hiroaki Terashima Department of PhysicsTokyo Institute of Technology2-12-1 Ookayama, Meguro-kuTokyo 152-8551, Japan e-mail : terasima@stat.phys.titech.ac.jp

написано 14 июня 2011 17:39 (GMT +08:00) Инфо

I am deeply regretting the die of Professor John Archibald Wheeler.

This story whose main subject is science and, particularly, gravitation during relatively happy times, moved from stalinist and communist purges during 20-th-40-th years to less happy times, when many natural and technogenic catastrophes occured. Few of the last were conditioned by man's inhabilities (Chernobyl, Fukusima), while concerning Tzunami, Earthquakes we really know very less. We do not received any signal from an extreterestrial civilisation and we are ready to destroy ours Universe, or more exactly ours Terestrial world ( see Fukusima, the malnutrition in some countries, the unsuficcience of watter, and expecilally conflicts (sometimes Wars) in religious and ethnic areas).
In my oppinion we need to separate two areas of unhappy occurencies (Catastrophes). The first is referring to social sciences and generally to humanistic area, while the second reffers to natural science.
Unfortunately, in both areas the Humankind still has difficult problems.

Как-то эта дискуссия перешла от истории сталинских репрессий ученых, гравитации и космологии в более счастливые времена, к несчастьям, вызванным природными стихиями и нашей человеческой неосторожностью.

Нужно очень четко разграничивать эти две сферы несчастий: в первой виноваты мы, разумные существа, люди. Во второй- природа, при нашем недостаточном внимании. Первая сфера- предмет социальных наук. Вторая- естественных. Значит и в той и в другой сферах у человечества серьезные пробелы.

Comment by Gaina Alex

Professor Leonid Grishchuk has died at the beginning of 2013 in Cardiff (UK). He was a full professor of Astrophysics at the Cardiff University ( A short necrolog can be found below in the section ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ВОЛНА: ВЕРОЧКА ЗИНГАН или ВОСПОМИНАНИЯ О ФИЗФАКЕ МГУ (часть 4: Осенью собирают урожай)
[Сообщение отредактировал: Professor Leonid Grishchuk, 21 февраля 2013 21:50]

написано 15 декабря 2011 21:41 (GMT +08:00) Инфо

Dear Dr. Gaina,

Send my best wishes to proff. N.V. Mitskievich and Yu.S. Vladimirov from Moscow, Please.

Best regards,

Professor Ernst Schmutzer (eschmu@aol.com)

Comment by Gaina Alex

Dear Ernst, Could you be so kind to read other articles below by me
1) Physicsists, Mathematicians and Astronomers - members of Communist Parties/ Was you really no a member of SUPG?(Socialist Unified Party of Germany?)
2) KGB Agents (STUKACHI, in 4 parts).You will find there a fragment with reference to STASI.

Regards,

Dr. Alex Gaina
[Сообщение отредактировал: Professor Ernst Schmutzer, 15 декабря 2011 21:45]

написано 18 декабря 2011 01:31 (GMT +08:00) Инфо

Алексей Борисович, Я окончил Университет в Нижнем Новгороде, где провел самые мрачные годы своей жизни Андрей Дмитриевич Сахаров.
Обещаю не вступать ни в какие коммунистические и право радикальные партии, использующие для достижения своих целей террористические методы.

Большой привет Кишиневу!

написано 24 декабря 2011 02:44 (GMT +08:00) Инфо

---------- Original Message -----------
To: chakraba@bose.res.in
Sent: Tue, 20 Jan 2004 13:35:08 +0200
Subject: Re: DIRAC equation in Kerr and Kerr-Newman spacetimes.

> Dear Sundip,
>
> I would like to a add another work, where my results concerning the
> solving of the Chandrasekhar's radial equation in Kerr-Newman space
> time were extended for the Kerr-Newman fields with a magnetic charge:
>
> "Bound states of fermions in the Kerr-Newman fields with a magnetic
> charge", by D.V. Gal'tsov and A.A. Ershov, published in Moscow
> University Physics Bull. , Ser. 3, Fiz., Astron., 1987, vol. 28
> (This is a translation from Vestnik Moskovskoo Universiteta by
> Consultants Buroe, N.Y.), Unfortunately this paper is unavailable to
> me in the English version (I have only the Russian version).
>
> BUT,
>
> The following papers
>
> > > 7) THE SCATTERING AND THE ABSORPTION OF SLOW PARTICLES BY THE BLACK
HOLE. By A.B. Gaina, G.A. Chizhov (Moscow State U.),. Feb 1983. 6pp. Published
in Moscow Univ.Phys.Bull.38N2:1-7,1983
>
> ENERGY SPECTRUM OF THE DIRAC EQUATION FOR THE SCHWARZSCHILD AND KERR
> FIELDS. By I.M. Ternov, Alex B. Gaina (Moscow State U. & Chisinau
> Polytechnic Inst.),. 1988. Published in Sov.Phys.J.31:157-163,1988
> (No.2)
>
> 25) THE RADIATION OF MASS PARTICLES BY A ROTATING BLACK HOLE. By
> Alex B. Gaina. 1985. Published in Sov.Phys.J.28:682-685,1985,
>
> > > 26) FINITE MOTION OF ELECTRONS IN THE FIELD OF MICROSCOPICALLY SMALL
BLACK HOLES. By I.M. Ternov, Alex B. Gaina, G.A. Chizhov. 1980. Published in
Sov.Phys.J.23:695-700,1980,
>
> are available to me and I can send you if you could be so kind to
> send me yours regular address,
>
> I have begun my work concerning the solving of the radial
> Chandrasekhar's equation in Kerr space-time in 1979. I hve
> subsequently found the transmission coefficients and the bound
> levels energies in an analytical form.
>
> Yours sincerely,
>
> Alex Gaina
>
> >From: "Sandip Kumar Chakrabarti"
>
> >To: "Alex Gaina"
>
> >Subject: Re: DIRAC equation in Kerr and Kerr-Newman spacetimes.
>
> >Date: Tue, 20 Jan 2004 08:56:12 +0530
>
> >
>
> >Thanks for the references of your papers. We do not have Sov. Astron.
journals
>
> >at all and
>
> >our search of (mostly western) database did not produce any of your
>
> >works. So probably that was the problem. In fact, this is the first time I
am
>
> >hearing about your work!
>
> >
>
> >What is more, when I worked with Chandrasekhar back in 1982, that time too,
>
> >I was not aware of any work done prior to ours.
>
> >
>
> >Thanks again
>
> >
>
> >Sandip Chakrabarti
>
> >

Gaina Alex
написано 04 января 2012 00:31 (GMT +08:00) Инфо

In 1983, when I I begun my job at the Technical University of Moldova, I have received 2 letters with requests from the physicsists Zabrs and Elster of the paper THE SCATTERING AND THE ABSORPTION OF SLOW PARTICLES BY THE BLACK
HOLE. By A.B. Gaina, G.A. Chizhov (Moscow State U.),. Feb 1983. 6pp. Published
in Moscow Univ.Phys.Bull.38N2:1-7,1983
It is to suppose that the physicsits mentioned seen the abstract of this paper in the Реферативный журнал, Физика or American Journal Physics Abstracts. But they do not had the paper itself in the libraries of their institutions, probably. I have asked for a permission to send the reprints from this paper abroad from the Chief of the I-st section of the Technical University Alexander S. Kapelistyi. I have obtained this permission, but with very great difficulties. Obviosuly the corrspondence from abroad and sometimes from the USSR came to me in the open form. The postages very often were damaged, probably by controllers from the Central Chisinau Post. I am not sure, that Zabrs and Elster received my postages.

Meanwhile, when I have heard the information concerning the winning by Subramanyan Chandrasekhar the Nobel Prize for Physics in 1983 I have tried to send him a repint from my paper (with some contribution by G.A. Chizhov):

FINITE MOTION OF ELECTRONS IN THE FIELD OF MICROSCOPICALLY SMALL
BLACK HOLES. By I.M. Ternov, Alex B. Gaina, G.A. Chizhov. 1980. Published in
Sov.Phys.J.23:695-700,1980,

I am not sure that the reprint came to Chicago University.
In this paper for the first time in the black holes physics literature (except for 2 paper deposed at VINITI in 1980 which appeared in Russian only
1980MoVIN1970...20G Gaina, A. B.
Scattering and absorption of scalar particles and fermions in the Reissner-Nordstrom field (in Russian). A work deposed to VINITI, No. 1970, 1980

--------------------------------------------------------------------------------
1980MoVIN1969...11G
Gaina, A. B.; Obukhov, I. A.
Radiation of mass particles by a black hole (in Russian). A work deposed to VINITI, No.1969, 1980

were obtained analytical solutions for the Dirac equation in the Kerr and Kerr-Newman spacetimes.

The papers in Russian ( VINITI 1980) treat the scattering of fermions in the long wave length limit (E>mc^2), while the paper which have an English translation Sov.Phys.J. 1980 treats the bound states for electrons (E<mc^2).
[Сообщение отредактировал: Gaina Alex, 04 января 2012 00:33]

LonniehoM
написано 06 августа 2012 19:04 (GMT +08:00) Инфо

Just recently I have published 2 articles with concern to my Scientific Advisor, professor, Member of the Academy of Sciences of the Soviet Union, a 3 -times Laureat of the Gold Star and Hero of the Socialist Labor Yakov Borisovich Zeldovich (1914-1987). The articles contains references also to His disciples: A.A. Starobinskii, A.G. Doroshkevich, S. Shandarin, V. Swartsmann, R.A. Sunyaev few of his coauthors (S.S. Gershtein, A.S. Szalay and other) as well as few mentions about his collaboration with Academician A.D. Sakharov, some recollections about His meetings with Professsor Steven Hawking, as well as some recollections about his teacher L.D. Landau

The articles were issued in the Journal "Resonance", published by the Indian Physical Society in May of 2011.

Varun Sahni

Astrophysics (IUCAA) Ganeshkhind, Pune 411007, India Tel: 91 20 25604406 http://www.iucaa.ernet.in/~varun/ Fax: 91 20 25604699

---------------------------------------------------

Совсем недавно я опубликовал две статьи с моими воспоминаниями об учителе, профессоре, академике АН СССР, 3-ды Герое Социалистического труда, Я.Б. Зельдовиче (1914-1987). В них упоминаются его ученики: А.А. Старобинский, Дорошкевич,С. Шандарин, В. Шварцманн, несколько соавторов (С.Герштейн, A.C. Шалай и др.) а также рассказывают о его совместной работе в атомном проекте с академиком А.Д. Сахаровым. Несколько его оценок со стороны профессора Стивена Хокинга также приводятся.

Статьи опубликованы в журнале Индийского физического общества Resonance, Май 2011.

проф. Варун Сахни

professor Varun Sahni

Astrophysics (IUCAA) Ganeshkhind, Pune 411007, India Tel: 91 20 25604406 http://www.iucaa.ernet.in/~varun/ Fax: 91 20 25604699

To: Gaina Alex <alex_gaina@yahoo.com> Sent: Sunday, July 22, 2012 7:40 PM
Subject: Re: Welcome to Interactive Forum - Voice of VARs

Dear Alex,

Sorry but I don't know the answers to your questions.....

warm regards,

Varun

----- Original Message -----
To: "varun" <varun@iucaa.ernet.in>
Sent: Saturday, July 21, 2012 8:37:14 PM
Subject: Re: Fw: Welcome to Interactive Forum - Voice of VARs

Dear Varun,

Just recently I was in Moscow, where I have met my colleagues from the 1977 issue of the Physics Dept. It was very nice and interesting. Could you be so kind to explain me, how Zeldovich was not a member of Communist Party of Soviet Union and a good friend of A.D. Sakharov (which was as you very well know an anticommunist), while A.A. Starobinsky was a member of Communist Party of USSR?

Thank you in advance,
[Сообщение отредактировал: professor Varun Sahni, 30 августа 2012 23:03]

Vincentsat
написано 21 февраля 2013 21:55 (GMT +08:00) Инфо

Thank you for these recollections. I recollect them.

написано 02 марта 2013 05:04 (GMT +08:00) Инфо

Прикарпатский отвечает Gaina Alex

Согласен, что Сахаров в никакие споры никогда почти не встрявал, был всегда априори уверен в своей правоте и не считал нужным ни убеждать кого-тол в чем-то, ни тем более кого-то защищать. Это факт.

Gaina Alex cпрашивает у А.К. Прикарпатского:

Странно было прочитать, что М.А. Леонтович бил профессора А.А. Власова. Я видел обоих на физфаке, и как мне показалось, Леонтович не смог бы просто физически побить Власова. К тому же, в нескольких физфаковских изданиях пишут, что А.Д. Сахаров выступил в защиту Власова, чего я не нашел в книге воспоминаний Сахарова.

Gaina Alex
написано 03 марта 2013 21:55 (GMT +08:00) Инфо

Согласно Британника [1], главными авторами атомной бомбы являются Нильс Бор, Энрико Ферми, Альберт Эйнштейн и Роберт Опенгеймер. Еще из школы многим известно, что Эйнштейн является автором формулы для полной энергии тела, указывающей связь между энергией и массой. Однако, для того чтобы эта формула послужила возможности извлечения энергии из ядер, должно было пройти много времени и, в первую очередь должно было быть открыто деление ядер. В этом направлении наиболее наибыстрейшими на Западе были подвижки немцев Ганна и Штрассмана.

ОТ РАБОТ ПО ДЕЛЕНИЮ ЯДЕР УРАНА ДО ЦЕПНОЙ РЕАКЦИИ

В 1949 году Мейтнер получила шведское гражданство и продолжала работать в области ядерной физики. В 1960 году она переехала в Кембридж (Великобритания). В 1997 году Международный Союз Чистой и прикладной Химии утвердил наименование Мейтнериум для элемента 109.
Отто Ган был директором Института Химии имени Кайзера Вильгельма между 1928-м и 1945 -ми годами.

Интересно, что работы по делению ядер урана -235 были почти одновременно выполнены и в СССР Я.Б. Зельдовичем и Ю.Б. Харитоном. В работе 1940-го года рассматривались условия замедления нейтронов, путем использования тяжелого водорода и возможность обогащения урана, для реализации цепной реакции. Суть работ советских авторов (ЖЭТФ , Т.10, Май 1940) состояла в том, чтобы определить пути достижения критической массы, при которой начнет развиваться цепная реакция.

Первенство в вопросе об открытии условий для развития цепной реакции, а значит и создания атомного оружия, отнюдь не однозначно. Известно, что Атомное оружие было создано в Америке большим коллективом физиков, в котором участвовали Нильс Бор, Энрико Ферми, Артур Холли Комптон, Ганс Бетте, Эрнест Лоуренс, Фримэн Дайсон, Ричард Фейнман, Джон Арчибальд Уилер, Брайс Де Витт и многие другие крупнейшие физики эпохи. Иногда, во время совещаний или отдыха собиралось до 8 Нобелевских лауреатов. Руководил атомным проектом Роберт Оппенгеймер(1904-1967), который испытал первую атомную бомбу 16 июля 1945 года в 5 ч. 30 м.

ПЕРВАЯ АТОМНАЯ БОМБА, ПОЛИТИКА, РАЗВЕДКИ, РОБЕРТ ОПЕНГЕЙМЕР И НИЛЬС БОР
Личность и роль Роберта Оппенгеймера отнюдь неоднозначна. Он вошел в историю как человек исключительно самолюбивый.
В первую очередь американские работы в области создания атомного оружия омрачены, их совершенно ненужным испытанием над японскими городами Хиросимой и Нагасаки, в чем Оппенгеймеру принадлежит неблаговидная роль. Опенгеймер высказывался за их использование. Однако, менее известная деталь из биографии Опенгеймера состоит в том, что в конце 1943 году он был уличен американской контрразведкой в связях с советским шпионом Хааконом Шевалье, профессором филологии Университета Калифорнии. Связи с коммунистическими кругами были замечены полковником Пэшем, начальником отдела безопасности Лос-Аламоса еще в 1942-м году. Многим в США было известно, что его жена и брат симпатизируют левым, если не коммунистам. Сначала Оппенгеймера никто не упрекал в этих связях, однако, когда сам Оппенгеймер стал интенсивно появляться в коммунистических кругах США, он был поставлен в жесткие условия правительством США, потребовавшие от него ограничения связей с лицами сомнительного происхождения и сомнительных контактов [3].

Известно, что не только немецкая, но также и советская разведка, возглавляемая Лаврентием Берия использовала командировки советских ученых заграницу для добывания сведений об атомных работах на западе.

Наиболее бдительным как в отношении советских, так и немецких ученых- разведчиков был Нильс Бор, который отказывался обсуждать с представителями тоталитарных режимов (в частности Я.П. Терлецким и Вернером Гейзенбергом) детали атомных работ. Можно сказать, что Нильс Бор и олицетворяет ученого - защитника идеалов свободы и демократии.

В Британника пишут:
В конце 30-х годов физики стали себя спрашивать всерьез не может ли уравнение E=mc^2 cтать причниой изобретения атомной боимбы. В 1920-м году ЭЙНШТЕЙН (ALBERT EINSTEIN)сам задумывался над этой проблемой, однако пришел к выводу в тот момент, что это невозможно. Все же оставил проблему открытой, на тот случай , если кто-то найдет способ увеличения энергии атома. В 1938-1939 году Отто Ган, Фриц Штрассманн, Лиз Мейтнер и Отто Фриш показали, что при расщеплении ядер урана может выделиться огромная энергия. Это известие электризировало умы физиков. Реакция деления состоит в расщеплени ядра урана на два осколочных ядра с большой кинетической энергией, способные привести к разрушению встречного вещества, а также нескольких нейтронов, которые вызывают цепную реакцию. Процесс деления урана становится все более быстрым (как говорят экспоненциально быстрым), разрушение вещества также убыстряется за исключитльно малый промежуток времени, что собственно говоря и является ядерным взрывом.

В июле 1939-го года, физик Лео Сцилард рекомендовал Эйнштейну написать письмо президенту США Франклину Рузвельту с рекомендацией развить атомную бомбу. После нескольких черновиков, Эйнштейн подписал 2 августа 1939-го года письмо, отправленное Рузвельту лишь 11 октября (напомним, что 23 августа был подписан Пакт Молотова - Риббентропа, 1 сентября началась II-я Мировая война, - Зам. Gaina Alex), через одного из экономических советников президента Рузвельта Александра Сакса. Рузвельт ответил ему 19 октября письмом в котором информировал, что создан Урановый коммитет с тем, чтобы изучить проблему.

Во время войны коллеги Эйнштейна были созваны в Лос Аламос, штат Нью Мексико, рапосложенном в пустынной области, с тем чтобы создать первую атомную бомбу в рамках Манхэттенского проекта. Эйештейна при этом не пригласили. Как стало известно позже, причина состояла в том, что FBI опасалось близости Эйнштейна к пацифистским и социалистическим кругам. Директор FBI (Джон Эдгар Гувер)зашел настолько далеко, что рекомендовал выдворить Эйнштейна из США. Однако, Государственный департамент США отклонил эту инициативу. Во время войны американиский ВМФ попросил Эйнштейна о помощи в оценке новых систем вооружения. Также, Эйнштейн продал часть своих рукописей, а денежные средства вырученные от продажи пошли в фонд помощи США.

После открытия расщепления, НИЛЬС БОР (NIELS BOHR) сознавал, что атомная бомба может быть создана. Однако, как он говорил в своих выступлениях в Дании и Норвегии, непосредственно перед началом войны и оккупации обеих стран Германией в апреле 1940-го года, он считал, что трудности практического порядка заставляют запретить производство атомной бомбы до окончания войны.
Даже когда Гейзенберг, во время своего визита в Копенгаген в 1941-м году, рассказал Бору о его участии в Германском проекте создания атомной бомбы, Бор не отказался от своего убеждения. В начале 1943-го года, Бор получил секретное письмо от своего британского коллеги Джеймса Чадвика, в котором тот приглашал Бора в Англию для "важной научной деятельности". Хотя письмо Чадвика было написано в самых общих и расплывчатых понятиях, Бор понял что речь идет о создании атомной бомбы.

Будучи убежденным в невозможности практического созднаия бомбы (из-за проблемы трития, или тяжелой воды, которая производилась в Норвегии, оккупированной Германией- зам. Gaina Alex), Бор ответил, что он нужен более в оккупированной Дании.
Осенью 1943-го года политическая ситуация в Дании изменилась драматически после неудачи датского правительства сотрудничать с окупационными немецкими войсками. Когда его предупредили о возможном аресте, он сбежал вместе с женой в Швецию на судне. Находясь в Швеции, получил снова приглашение в Англию, в то время как его перевезли с помощью самолета сначала в Шотландию, потом в Англию, в Лондон. Через несколько дней примкунл к своему сыну Ааge, 21 летнему физику, который с этого момента стал ассистентом своего отца во время отсутствия в Дании. По прибытии в Лондон, после того как ему доложили о стадии работ союзников по атомному проекту, Бор передумал мгновенно о её создании.

Будучи озабочен тем, что Германия развивала аналогичный прект Бор примкнул к Проекту союзников. Принимая участие в течение многих недель в работах по атомному проекту в Лос Аламосе, Нью Мексико, США по разработке атомного оружия, привнес определяющий вклад в разработку плутониевой пусковой установки. Однако, главная его роль состояла в "духовном наставлении молодых ученых", по образному выражению Роберта Опенгеймера.

Уже в начале своего пребывания в США, Бор согласился с тем, что "атомное оружие не только необходимо, но и представит собой "элемент, который будет способствовать установлению нового подхода к международным отношениям (Очевидно, имеется ввиду более тесное сотрудничество между США, Великобританией и СССР). Первое, что необходимо было делать для избегания гонки вооружения после войны состояло в информировании союзников об этом проекте.

Бор начал единолично кампанию, во время которой добился встреч с Черчиллем и с президентом США РУзвельтом. Однако, ему не удалось убедить никого из них; Более того, Черчиль стал подозревать Бора в том, что является русским шпионом.
После войны, Бор настаивал на необходимости "утверждения открытого мира" между нациями, продолжая конфиденциальные встречи с государственными деятелями и составляя открытое письмо в ООН в 1950-м году.
Бору разрешили вернуться домой лишь после запуска атомной бомбы над Японией в 1945-м году. В Дании его встретили как героя. Многие газеты называли его "датчанином, избрётшим атомную бомбу". Бор предложил развивать институт и занял центральную роль в послевоенном развитии физики. На национальном уровне, способствовал основанию исследовательского центра в Ризо, около Роскилде (Roskilde), в нескольких километрах от Копенгагена, созданного с целью развития ядерной мощи Дании, что однако никогда не случилось.

На международном уровне, способствовл созданию CERN(Европейский центр ядерных исследований) около Женевы,Швейцаря и Северного института Атомной энергии (Nordita),около своего института, который до сих пор является одним из купнейших физических центров мира.

ЭНРИКО ФЕРМИ (ENRICO FERMI)развил теорию бета-распада, посредством слабых сил применительно к ядрам, кoторая однако получила развитие лишь после 1957-го года. Позже, открыл индуцированную нейтронами радимоактивность (именно эта работа имеет отношение к ядерной бомбе, - зам. Gaina Alex), за что получил в 1938-м году Нобелевскую премию. После получения премии в Швеции не стал возвращаться в фашистскую Италию, но обосновался в США, где работал в Колумбийсом Университете, став одним из создателей экспериментальной ядерной физики. Принимаал участие в Манхэттенском проекте, сыграл значительную роль в создании ядерной бомбы. В 1942-м году получил Премию заслуги Конгресса. В 1954-м году стал первым физиком, награжденным премией, учрежденной в его честь в США.

Из Британника также следует, что Роберт Опенгеймер (ROBERT OPENHEIMER) был близок к коммунистическим кругам и,увы, именно Опенгеймер настаивал на сбросе атомной бомбы на Хиросиму. Впоследсттвии имел место скандал между Опенгеймером и Эдвардом Теллером, который был противником левых кругов. Опенгеймера отстраняли от руководства Атомным проектом США, однако к 1963-му году он себя опять реабилитировал.

Все же значительно более полная биография Роберта Юлиуса Опенгеймера (1904-1967) имеется в [3]. Он происходит из очень благополучной Нью -Йоркской семьи. Получил образование в Гарварде, Кембрдже (Англия) и Гётингене (Германия), где получил и докторскую степень в 1927-м году. С 1929-го по 1942 годы он работал в Калифорнийском Универитете, после чего получил пост директора Лаборатории в Лос Аламосе, которая была открыта для создания атомной бомбы. После войны, в 1947-м году он получил назначение на должность Директора Института высших исследований в Принстоне, в которой он находился вплоть до конца своей жизни. Он также являлся в 1947-1952 годах главой Общего Руководящего Коммитета Комиссии по Атомной энергии США.
Однако, его помнят в первую очередь по годам работы в проекте Лос Аламос. Приводились аргументы, что лишь Опенгеймер придаст Лос Аламосу жизнь, так как он знает лучших физиков эпохи и сможет пригласить их в Лос Аламосскую пустыню в штате Нью Мексико. Также считалось, что лишь Опенгеймер имеет достаточную независимость в дейстивях и достаточный авторитет, чтобы договориться с военными и , в частности, с генералом Гроувсом, его начальником, с тем чтобы учёные смогли получить достаточно свободы для осуществления проекта.

Фримэн Дайсон , увидившийся с Опенгеймером в начале 50-х годов в Принстоне вместе с несколькими своими старыми коллегами, говорил в своей речи: " Ореол похвалы и ностальгии. Для каждого из людей работавших в Лос Аламосе эти дни были годами большого опыта, тяжелой работы и глубокого счастья". Однако для Опенгеймера эти слова были дейстивтельны лишь до окончания войны, когда, в конце концов, наступило отчуждение друзей, распри и, наконец, трагедия Опенгеймера и некоторых из его друзей. Если в 1948-м году он был на обложках журнала Time, то 4 года позже он был уволен со своего поста Главы Комиссии по Атомной Энергии.

В действительности Опенгеймер был под следствием еще с 1942-го года, сначала по рутинным причинам, а позже и по более серъезным причинам, когда критические рапорты о его лояльности стали поступать в офис Полковника Пэша, который отвечал за безопасность в Лос Аламосе. Необходимо подчеркнуть, что никогда небыли опубликованы очевидные доказательства нелояльности (предательства) Опенгеймером своей страны. Подозрения возникли по той причине, что некоторые из его друзей были членами Коммунистической партии и потому, что он пребывал свободно в левых политических кругах. Как его жена, так и брат были хорошо известны своими левыми симпатиями, если не сказать коммунистическими.

Вскоре подозрения стали более точными: стало ясно , что русский агент попытался войти в контакт с Опенгеймером и , хотя, он не ответил, все же он не доложил о попытке контакта своим начальникам. Наконец, Опенгеймер признался , что действительно контакт имел место, однако он отказался раскрывать имя , так как агент больше не появлялся. В ставшем классическом диалоге Опенгеймера со своим инквизитором, он сказал: " Я предпочитаю его не выдавать, но уверяю, что он больше не действует в этом направлении"

Наконец, в конце 43-го года, Армия решила действовать более решительно и Генерал Гроувс объявил Опенгеймеру, что либо он выдаст русского агента, либо Опенгеймер должен будет покинуть пост. Опенгеймер назвал имя профессора романдского языка (Романды- это население романского происхождения, проживающее в Швейцарии, где романдский язык явлется одним из 4-х государственных языков, - зам. Gaina Alex) Хаакон Шевалье, с которым Опенгеймер знаком с 1938-го года. Хаакон , конечно был отстранён со всех занимаемых в Калифорнии должностей и, более того, он не смог найти в дальнешем никакой подходящей работы в Америке. Повел ли себя Опенгеймер достойно по отношению к этому человеку неизвестно до конца. Для некоторых Шевалье был полностью невинной жертвой Опенгеймера, для других же Шевалье был счастливчиком, которому удалось избежать большого срока заключения за шпионаж. Где лежит в точности истина подлежит дальнейшим исследованиям на основе документов (Согласно Britannica, советскими шпионами были семья Розенбергов, с которыми также Опенгеймер был знаком, см. в разделе Глобальная демократическая волна, Gaina Alex, СТУКАЧИ).

Опенгеймер, тем не менее, оказался свободным и руководил созданием атомной бомбы, которая в 5:30 утра 16 июля 1945 года была испытана. Когда он увидел огромное облако поднявшееся над пустыней он воскликнул, цитируя пассаж из Бхагавад Гитты " Я стал смертью, убийцей миров".

Опенгеймер высказался за применение атомной бомбы против Хиросимы (напомним, что атомная бомба против Хиросимы была запущена 6 августа 1945 года, Нагасаки 9 августа 1945, когда скорая капитуляция Японии во второй мировой войне была почти очевидна. Бомбардировка привела к 300 тыс. жертвам и большому заражению Японских островов, лучевой болезни , от которой до сих пор страдают люди этих островов, - зам. Gaina Alex).

После войны, когда он мог бы совершенно разумно отказаться от государственной службы и посвятить себя занятиям теоретической физикой, по непонятным причинам остался ведущим руководителем ядерных вооружений, принимая на себя руководство производством водородной бомбы. Опенгеймер нажил себе множество врагов на этой работе и когда его стали обвинять в том, что он на самом деле противодействовал завершению пректа по производству термоядерной (водородной) бомбы он стал вместе с друзьями еще сильнее противодействовать её осуществлению. В одном из рапортов комиссии по проверке его лояльности в 1954 году отмечается, что "Др. Опенгеймер, вместо ожидаемых обещаний, не показал никакого энтузиазма по поводу необходимости создания супер (H- бомбы)" и поэтому заключили что он не был намерен служить своей стране".

Хотя Опенгеймер никогда не получил свидетельствоа о благонадежности по отношению к США, все же в 1963 президент Кеннеди наградил его премией Ферми (см. выше). Четрые года спустя он скончаля от рака горла.

По-видимому, недооценивать роль Советской разведки в США не следует, даже если у Советских были собственные разработки. В последнее время говорят об исследованиях И.В. Курчатова по вопросу о делении ядер относящихся к 1936-му году, то есть по существу одновременно с работами Ганна и Штрассмана . Однако, даже в этом случае, при наличии достаточной научной базы для разработки атомной бомбы, Сталин и Берия хотели себя на всякий случай обезопасить по принципу: "доверяй, но проверяй". Поэтому, правильнее будет полагать, что Советская атомная бомба была плодом усилий советских ученых и советских разведчиков.

В связи с этим представляет интерес рассмотреть, как освещается хронологичеси процесс разработки атомного оружия в литературе. В частности, рассмотрим источник [2]. Согласно ему:
В 1932 г. осуществлена первая ядерная реакция с ускоренными частицами.
В 1933-м году Энрико Ферми разработал теорию бета-распада ядер.
В 1934-м году супруги Фредерик и Ирен Жолио -Кюри открывают искусственную радиоактивность.
В 1934-м году Энрико Ферми использует нейтроны для бомбардировки мишеней в ядерных реакциях и предсказывает существование нейтрино
В 1935-м году И.В. Курчатов открывает ядерную изомерию
В 1936-м году осуществляется нейтронная дифракция через кристаллическую решетку. В этом же году открывается мю-мезон.
В 1938-м году Ганс Бете и К.Ф. фон Вейцзеккер отмечают преобразование водорода в гелий.
В этом же году Отто Ган и Ф. Штрассман исследуют деление ядер урана. Лиз Мейтнер и Отто Фриш предлагают понятие "ядерного деления".
В 1939-м году Фредерик Жолио-Кюри вместе с сотрудниками Гансом фон Халбаном (1877-1964) и Л. Коварски (1907- ) изучают число нейтронов освбожденных при делении урана, индуцирумое тепловыми нейтронами, устанавливая, что число избыточных нейтронов составляет 2-3. В этом же году, вместе с Фрэнсисом Генри Зигфридом Перреном (р.1901-) доказывает возможность реакции деления урана, создавая тем самым условия для практического применения ядерной энергии. Независимо от них, американский физики венгерского происхождения Лео Сцилард (1898-1960) в 1939-м году и советский физик Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960)* в 1940-м году устанавливают ту же возможность цепной ядерной реакции.
2-го августа 1939-го года Альберт Эйнштейн пишет свое знаменитое письмо президенту США Франклину Рузвельту, в котором информирует его о значительной разрушительной силе атомной бомбы, основанной на делении ядер.
В 1939-м И.И. Френкель и Нильс Бор формуллирет I-ю количественную гипотезу деления ядер урана.
В 1940- обнаружено спонтанное деление ядер урана.

В 1941-м году американский физик Роберт Оппенгеймер (1904-1967) рассчитывает критическую массу U-235 и плутония-239, то есть минимальную массу, необходимую для осуществления ядерных реакций деления.
В 1942-м году, 2 декабря входит в строй I-й исследовательский ядерный реактор, построенный в Чикаго Энрико Ферми, вслед за осуществлением им же, 25-го ноября контроллируемой цепную реакцию.
В 1945-м году, 6 августа Американская авиация запускает I-ю атомную бомбу над Хиросимой (Япония), в результате чего погибло мгновенно 80 тыс. человек.

В 1949-м году под руководством Фредерика Жолио-Кюри во Франции вступил в действие I-й ядерный реактор, проект которого был разработан вместе с учениками еще в 1939-м году, однако его разработка опоздала из-за войны.
В 1951-м году в Арко-Айдахо (CША) устанавливается I-й ядерный экспериментальный генератор.

* К этому я хотел бы заметить, с огорчением, что авторы [1,2] забыли отметить, либо не знали о работах Я.Б. Зельдовича и Ю.Б. Харитона (1939-1940) по цепным ядерным реакциям деления [4], а быстрее всего подменили авторство этих работ Курчатовым (см. выше). Именно Курчатов был известным руководителем Советского атомного проекта, который работал непосредственно под руководством Л.П. Берии и, в оффициальных иноформациях, только его фамилия и проникала в прессу времени. В действительности, Советский атомный проект, работавший при ВННИЭФ-е, включал после Курчатова таких ученых как Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдович и Н.Н. Боголюбов. Интересно, также, что авторы словаря [2] отмечают за 1945-й год одну их работ Н.Н. Боголюбова по нелинейной механике, не имеющей отношения к атомному проекту. Правда, электронный каталог Российской Государственной библиотеки добавил буквально в начале 2-го десятилетия XXI-века две весьма ранние работы И.В. Курчатова,относящиеся к 1935, 1936 годам [4 ], включая одну под редакцией А.Ф. Йоффе, которые могут изменить некоторые представления и отдать должное словарю [2], не претендующего, в принципе, на точные библиографические ссылки.
Добавим, к этому, что Советская атомная бомба была впервые испытана в 1949-м году.

Было бы, однако, совершенно неправильно думать, что И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдович и Н.Н. Боголюбов не сотрудничали с КГБ, на том основании, что в Советском атомном проекте участвовал известный диссидент А.Д. Сахаров. Это сотрудничество имело определенно место до их возвращения в академический и профессорский мир уже после создания Советской водороной бомбы (1953). Сахаров вернулся в академический мир лишь в 1986-м году, благодаря Горбачёву.

Библиография:
1. Enciclopedia Universală Britannica, 16 vol. Bucureşti- Chişinău, Ed. Litera
2. Dicţionar cronologic al ştiinţei şi tehncii universale,Bucureşti,Ed. St. Enciclopedică,1977
3. Oxford Dictionary of Scientists, Oxford University Press
4. Курчатов, Игорь Васильевич, Расщепление ядер нейтронами / Проф. И. В. Курчатов, Москва : тип. Междунар. аграр. ин-та, 1936
5.Зельдович Я.Б.., Харитон Ю.Б. О цепном расщеплении основного изотопа Урана, ЖЭТФ, 1939, т.9,стр.1425; О цепном расщеплении урана под действием медленных нейтронов. ЖЭТФ,1940б т.10, стр. 29; Кинетика цепной реакции урана, ЖЭТФ, 1940, т.10, стр. 477 (см. также ADS NASA)
[Сообщение отредактировал: Gaina Alex, 13 августа 2013 21:15]

написано 12 марта 2013 22:32 (GMT +08:00) Инфо

-------- Пересылаемое сообщение--------
11.03.2013, 05:32, "Славик Богачёв" <slavic.jecku@gmail.com>:
Герой Социалистического Труда академик Моисей Александрович Марков физик-теоретик, работающий в физике элементарных частиц и космологии. Ученый внес существенный вклад в развитие нелокальной теории поля. В частности, предложенное им правило коммутации поля и координат (1940) легло в основу уравнения билокального поля Юкавы. Марковым также использовались релятивистски обобщенные им уравнения осциллятора и мембраны для описания внутренних степеней свободы (внутреннего четырехмерного пространства) элементарных частиц.
В последние годы ученый выдвинул принцип конечной плотности материи - как новый фундаментальный принцип (1982) и разработал основанный на нем сценарий осциллирующей (вернее, периодически воспроизводящейся в "новом виде") Вселенной.
Вот уже скоро 20 лет М. А. Марков возглавляет в Академии наук СССР Отделение ядерной физики, продолжая при этом активно вести научные исследования. Он, в частности, наметил и обосновал возможность наблюдений нейтрино в космических лучах (глубоко под землей, а также под водой - проект "ДЮМАНД") и на ускорителях. Эти предложения основаны на впервые высказанных М. А. Марковым соображениях о росте сечений взаимодействий нейтрино с веществом в глубоко неупругих соударениях. Причем автор этих пионерских идей сам стал инициатором и активным организатором практического осуществления гигантских уникальных нейтринных экспериментальных установок в нашей стране, о которых журнал рассказывал несколько лет назад (см. статью "Пробиться к центру Солнца", "Наука и жизнь" No 7, 1977 г.). Знакомы нашим читателям также работы М, А. Маркова, затрагивающие философские проблемы современной физики ("Наука и жизнь" No 7, 1982 г.).
М. МАРКОВ
ОШИБКА ФИЗИОЛОГА НЮ
(В ПОЕЗДЕ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ)
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ
http://royallib.ru/read/markov_moisey/oshibka_fiziologa_nyu.html#0
http://www.pugwash.ru/history/galery/337.html
http://www.inr.ru/

ИЯИ РАН - текущие эксперименты

Московская Мезонная Фабрика (ММФ):
линейный ускоритель ионов водорода Московской мезонной фабрики
экспериментальный комплекс
нейтронный комплекс, импульсный источник нейтронов
cпектрометр по времени замедления нейтронов в свинце
установка для радиационного материаловедения (РАДЭКС)
эксперимент МАДИС(МезоАтомный ДИфракционный Спектрометр)
исследование ядерных реакций с рождением пионов на установке PLASMAS
исследование сверхузких дибарионных состояний при взаимодействии нуклонов промежуточных энергий с малонуклонными системами
исследования деления ядер протонами, сопровождающегося рождением пионов
возбуждение высокоспиновых изомерных состояний протонами средних энергий
изучение нейтрон-ядерных взаимодействий на времяпролетном нейтронном спектрометре
Радиологический центр
получение радиоактивных изотопов
Неускорительные эксперименты:
"Троицк n-mass"
Исследование природного диффузного потока нейтрино Байкальским глубоководным нейтринным телескопом
Наблюдение потока нейтрино от всех термоядерных реакций, протекающих в Солнце на Галлий-германиевом нейтринном телескопе Баксанской нейтринной обсерватории
Поиск нейтринных всплесков от коллапсирующих звёзд с помощью Баксанского подземного сцинтилляционного телескопа и детектора КОЛЛАПС (Артемовская научная станция, Украина)
Исследование структуры центральной части широких атмосферных ливней, исследование вариаций и анизотропии космических лучей, гамма-астрономия сверхвысоких энергий на установках "КОВЕР" и "КОВЕР-2" БНО
Исследование излома спектра первичных космических лучей на установке "Андырчи"
Поиск редких ядерных распадов и электро-слабых процессов на подземных низкофоновых установках БНО
Другие ускорительные эксперименты:
ИСТРА+

WWW.INR.RU 2001 © Т. Куденко, Е. Вольферц
-------- Завершение пересылаемого сообщения --------
[Сообщение отредактировал: Богачев Вячеслав, 26 марта 2013 19:10]

Gaina Alex
написано 19 марта 2013 01:16 (GMT +08:00) Инфо

Оксфордское издание A Dictionary of Scientists, Oxford University Press, 1999 [1] содержит биографии следующих советских физиков:
Н.Г. Басов (здесь же имеется и краткая биография А.М. Прохорова)
П.Л. Капица
Л.Д. Ландау
П.А. Черенков (здесь же отмечены работы И.М. Франка и И.Е. Тамма по эффекту Вавилова -Черенкова).
И.В. Курчатов

Интересно, что данный словарь не отмечает каких либо работ И.В. Курчатова по ядерной физике довоенных лет (cм. также [2-3], хотя утверждает, что ему принадлежит главная роль в создании советской атомной бомбы (1949) и Советской водородной бомбы (1952). Это вопреки информациям из восточноевропейских источников (cм, например [4]), согласно которым Курчатову принадлежит открытие ядерной изомерии (1935). Явление ядерной изомерии состоит в различии энергии ядер с одним и тем же атомным и порядковым числом (см. например, [3]).

Я остановлюсь далее на биографиях и роли Капицы и Ландау в развитии Советской физики, включая работы по ядерной тематике (Курчатов), согласно этому словарю. Отмечу, что в этом же словаре имеются биографии Н.Г. Басова и А.М. Прохорова, критическая биография Т. Лысенко.

Вообще, читая словарь создается впечатление , что именно эти двое физиков и были самыми крупными в СССР на протяжении многих десятилетий вплоть до 60-х годов.

В биографии ПЕТРА ЛЕОНИДОВИЧА КАПИЦЫ (1904- 1984) отмечается, что с 1921-го по 1924-й годы он был вовлеченн в магнитные исследования в Кэвендишской лабюоратории, по руководством Эрнеста Резерфорда [5], где получил докторскую степень в 1923-м году. В 1930-м году стал директором Королевской лаборатории Монд в Кембридже. В 1934-м году соврешил поездку на Родину, однако был задержан советскими властями. В следующем году он был назначен директором нового института- Института физических проблем- и был в состоянии продолжить исследования начатые в Кембридже благодаря покупке своего же оборудования, которое уже имелось в Кембридже. Он работал в этом институте вплоть до 1946-го года, когда был посажен Сталиным под домашний арест, вплоть до 1955-го года за отказ участвовать в разработке Советского атомного оружия. С этого момента он вернулся на работу в Институт Физических проблем. Однако и до этого, в 1938-м году он вступил в открытое единоборство со Сталиным, когда выступил в защиту арестованного Л.Д. Ландау, которого Сталин обвинил в шпионаже в пользу Германии. Он аргументировал в своем письме, что без помощи Ландау он бы не смог завершить успешно работы по государственной тематике, которые были возложены на него Советским правительством. Таким образом, Ландау был освобожден.

Наиболе важным вкладом Капицы в физику низких температур является исследование вязкости жидкого гелия, известного как Не- II. Именно он, а также независимо Аллен и Мизенер за границей СССР, октрыли сверхтекучее сотояние жидкого Не-II, способного проникать через микроскопические щели. Капица нашел, что сверхтекучее сотояние Не- II обусловлено макроскопическим квантовым эффектом, в котором у Не -II возникает идеальное атомное упорядочение. В серии экспериментов он показал также, что Не - II проявляет новую форму внутренней конвекции. Помимо работ по необычным свойствам гелия-II Капица развил также технику сжижения газов, способную производить огромные количества жидкого водорода, гелия и кислорода. Эта техника явяется основой современной технологии получения жидкого гелия. Наличие жидкого гелия, со своей стороны, окрыло возможность получать электрические сверхпроводники и положили начало целому ряду открытий в области самых низких температур. Капица создал также очень сильные магнитные поля для своих экспериментов, причем его рекорд в 500 килоГаусс не был превзойден вплоть до 1956-го года.
Труды Капицы в области низких температур были вознаграждены Нобелевской Премией 40 лет спустя.

С 1955 ( после выхода из под ареста, - зам. Gaina Alex) возглавлял Советский комитет межпланетных сообщений и сыграл в нем важную роль в осуществлении запуска первого советского спутника. За свою жизнь Капица собрал много почетных титулов и званий как на Востоке так и на Западе, включая 6 орденов Ленина. В 1965-м году ему оффициально разрешили путешествовать вне СССР. Он посетил сначала Копенгаген (где работал Нильс Бор, - зам. Gaina Alex) и провел некоторое время в Кемрбидже (Англия) со своими коллегами 30-х годов Джоном Коккрофтом и Полем Дираком.

ЛАНДАУ ЛЕВ ДАВИДОВИЧ (1868-1904). Отмечается , что он родился в Аербайджане,в семье нефтянного инженера и матери- врача, где обучался в Университете (1922-1924), после чего перевелся в Петербургский (1924-1927) Университет, окончив его в 1927-м году. В 1929-м году посетил многие научные центры Европы, включая Копенгаген, где он подружился и начал продолжительное творческое сотрудничество с Нильсом Бором. Он вернулся в СССР и в 1932-м году переехал из Ленинграда в Харьков, где возглавил отдел теоретической физики в двух институтах этого города. В 1935-м году получил звание профессора Харьковского Университета. В 1937-м году, по просьбе Капицы, он переехал в Москву как директор Лаборатории теоретической физики в Институте физических проблем. В 1943-м году стал профессором Московского Университета.

Ландау был одним из крупнейших физиков -теоретиков своего времени, сделав значителььные вклады во многих областях физики. Это относится к атомной и ядерной физике, астрофизике, термодинамике, физике элементраных частиц, квантовой электродинамике и низкотемпературной физике. В Москве он сотрудничал с Е.М. Лифшицем в создании найлучшей для того времени серии монографий по теоретической физике, опубликованной в 1938-м году. В 1962-м году был награжден Нобелевской Премией по физике за труды в области физики твердого тела (то есть тел в твердой либо жидкой фазах), особенно по жидкому гелию. В уловиях низких температур, ниже 2,2 градусов Кельвина, гелий, называемый Не-II, эти физики описали его свойства как сверхтекучесть и сверхпроводимость. Для объяснения этих необычных свойств Ландау ввел такие понятия как "фонон"- квант тепловой энергии- и "ротон"- квант вращательного движения. Их существование впоследствии получило экспериментальное подтверждение благодаря согласию с опытом.

При Ландау в Москве возникла сильнейшая школа теоретической физики. В 1962-м году он трагически попал в серьезную автотранспортную аварию и, хотя были предприняты большие усилия по его восстановлению, его физические силы никогда не пришли в нормальное состояние и он скончался 6 лет спустя (cм, также [13]).

КУРЧАТОВ ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ (1903-1960).

Курчатов был сыном надзирателя, получил воспитание в Крымском Универистетете, который окончил в 1923-м году. Вскоре после этого он получил назначение в Ленинградский физико-технический институт (где был директором А.Ф. Йоффе, - зам. Gaina Alex), где в 1938-м году получил должность Зав. лабораторией ядерной физики. В последующее время, в годы войны он переехал в Москву, где принял руководство отечественной военной и промышленной атомной исследовательской деятельностью.

При правлениии Курчатова Советская атомная программа шла исключительно успешно. Советский Союз взорвал свою первую атомную бомбу в 1949-м году, а первую водородную бомбу в 1952-м году. Также он построил Первую Атомную Электростанцию в СССР в 1954-м году. До 1978-го года элемент -104 был известен в Советском Союзе как Курчатовий. Однако, в этом существует разногласие с американскими исследователями, которые назвали этот же элемент резерфордием, которое ныне общепринято.

Как мне кажется, биографии Капицы и Ландау иллюстрируют следующую истину: можно быть великим демократом в тоталитарной стране, а можно быть большим тоталитаристом в демократической стране. Именно к таковым относится Роберт Юлиус Опенгеймер, биографию которого можно найти и в [1] и в Britannica [6]. Cогласно этим источникам, Опенгеймеру принадлежит неблаговидная идея бомбардировать Хиросиму и Нагасаки, когда этого уже не надо было делать в силу явного поражения Японии в войне. Увы, но это сразу в голову не приходит,именно Опенгеймер подозревался и продолжает оставаться главным источником утечки информации об американской атомной бомбе в СССР из-за связи с левыми политическими кругами. Таким образом советская атомная бомба (1946) является продуктом усилий как советских ученых, так и Советской разведки во главе с Берия и кругов на Западе (см. Розенберг в разделе "Стукачи"), поддерживавших Советский Союз и, в первую очередь Р. Опенгеймера. В [6] имеется следующая биография Опенгеймера:

ОПЕНГЕЙМЕР, Юлиус Роберт (OPENHEIMER, JULIUS ROBERT) (р. 22 апреля 1904, Нью Йорк, США - ск. 18 февраля 1967, Принстон, Нью Джерси, США). Американский специалист в теоретической физике. Окончил Гарвардский Университет, после чего работал исследователем в Кембридже, получил докторскую степень в Гетингенском Университете (Германия).
Вернулся в США, для преподавания в Калтехе (1929-1947). Его исследовательская деятельность состояла в исследовании процессов освобождения энергии из ядер. Создал целое поколение физиков. Во вторую мировую войну был назначен координатором военного пректа по созданию американской атомной бомбы, известный позже как Манхэттен проект (Manhatten Project). Руководил созданием лаборатории в Лос Аламосе, ставшую с тех пор наиболее важным исследовательским центром в области вооружений. В 1947- 1966 был директором Института Высших исследований в Принстоне. Воспротивился созданию водородной бомбы, а в 1953-м году был устранен из исследовательской ядерной команды из-за симпатий к коммунизму и опасности для ядерных проектов США. Его случай стал чрезвычайно известным во всем мире, особенно из-за противостояния с Эдвардом Теллером. В 1963-м году был восстановлен в должности и ему была присуждена премия Энрико Ферми.

Таким образом, противодействуя соданию американской водородной бомбы он упустил Советы вперед, которые и создали водородную бомбу ранее американцев. Согласно той же энциклопедии [6] "русский ядерный физик и борец за права человека А.Д. САХАРОВ (21 мая 1921, Москва СССР -14 декабря 1989, Москва) сотрудничал с И.Е. Таммом в создании первой водородной бомбы". Таким образом, именно Сахаров и Тамм создали первую водородную бомбу. В книге [7] излагается история знакомства Капицы и Тамма, а также Капицы и Семенова (который не был вовлечен в ядерные работы СССР). После 1955-го года, когда Капицу выпустили из под ареста он общался и с Таммом и с Семеновым. Однако, известно, что Семенов состоял в КПСС, а Тамм сотрудничал с Советской разведкой [13]

Что касается, М.А. Маркова (см. письмо В. Богачева), то, как мне кажется за порядочным фасадом (М.А. Марковым, А.Д. Сахаровым, Я.Б. Зельдовичем) скрываются КГБ-но коммунистические Н.Н. Боголюбов-старший, депутат Верховного Совета СССР, почетный член и доктор всех мыслимых академий и Университетов бывших Социалистицеских стран (см.[8] и Советский Энциклопедческий Словарь, 1982 и другие издания) - чей культ личности напоминает культ личности Хрущева при жизни или Чаушеску (везде мемориальные доски с его лицом, улицы, премии имени Боголюбова), антисемит-ЦКошник Логунов(см. [8] и Советский энциклопедический Словарь, 1982) и коммунист грузинского проихождения Тавхелидзе [8], олицевторение пролетарского интернационализма. Последний, небось, в попал в "пантеон" Советской и Российской физики и из-за имени, совпадающего с именем Эйнштейна.

Говорят, в благодарность за совращение Курчатова в КПСС Боголюбов -старший подарил Фурсову физический факультет, приняв под крылышко на кафедру квантовой статистики в качестве профессора Якова Петровича Терлецкого, шпионившего атомные секреты у Нильса Бора в 1945 году по заданию Лаврентия Берии, главы НКВД и имевшего задание убить Бора.

Так и напрашивается вопрос, не из той же "фирмочки" и Рубаков? Что один из верных учеников Тавхелидзе мой коллега по группе в МГУ А.Ю. Игнатьев, член КПСС с 1975-го года, удравший в Австралию сразу же после распада СССР- это 100%.
Однако, среди соавторов "великого Альберта" мигает еще одна многозначительная фамилия - сына бывшего 1-го секретаря ЦК Компартии Украины- В.П. Шелеста, профессора и директора института на Украине.
Все же для полноты иноформации, отмечу , что Н.Н. Боголюбов цитируется во многих биографических справочниках (см. [10], как крупный матемктик и механик а-е) а в советcких и российских изданиях f-i)и как физик. Но, какова его роль в создании советского атомного и водородного оружия так и неясно.

К сему надо добавить, что известно также (см. выше в тексте), что в 50-х годах Л.Д. Ландау не доверял Я.Б. Зельдовичу, подозревая его в связях с КГБ. При всех попытках Я.Б. Зельдовича понравится Ландау и заявлениях Зельдовича о том, что он считает себя учеником Ландау, великий Ландау так и не причислил Зельдовича к своим ученикам.

Что касается В.Л. Гинзбурга, ученика Л.Д. Ландау, то по-видимому, он был вынужден вступить в КПСС, чтобы избежать репрессий. Его жена была осуждена в 1949 в разгар сталинских политических репрессий. Но также известно, что В.Л. Гинзбург, вопреки многим рекомендациям и просьбам И.Е. Тамма, отказался участвовать в разработке водородной бомбы в 1952-м году. Правда он способствовал в небольшой степени, предлагая Li-YI в качестве горючего. Что касается его атеистических убеждений, то в этом он также на удивление прав, если учесть большое взаимовлияние церкви и КГБ в советское время. Гинзбург против изучения Библии в школе, поддерживая светский характер образования, однако он не возражал против изучения истории религий. Также ситал, что Русская православная церковь является проповедником отсталости (см.: [11]), отмечая, что некоторые "чудеса", демонстируемые в церкви являются выдумками, либо уже запатентованными открытиями в нехристианских странах (Японии). Также он был одним из самых больших противников астрологии, которую считал псевдонаукой. Хотя состоял в КПСС, до 1991-го года, в 90-х годах он предупреждал о возможном возврате коммунизма в самых чудовищных его формах- сталинизме. В частности, он считал, что институт присяжных в системе судебных разбирательств, в той форме, в которой он вводился в России в конце 90-х годов, мог способствовать возрождению сталинизма. Биографии В.Л. Гинзбурга можно найти в книгах [4] и [12].

Библиография:
1) Oxford Dioctionary of Scientists, Oxford University press, 1999
2) Oxford Dictionary of Physics, Oхford University Press, 2008
3) Oxford Dictionary of Science, Oxford University Press, 2004
4) Dicţionar Cronologic al ştiinţei şi tehnicii universale, Bucureşti, 1979, В этом словаре содержится утверждение, что Курчатов открыл в 1935-м году ядерную изомерию, однако без ссылки на оригинальную работу автора.
5) Согласно этим же изданиям, а также Britannica, Резерфорд положил начало экспериментальной ядерной физике. Его работы в 1920-м году были лучшими в мире.
6) Enciclopedia Universală Britannica, Bucuresti-Chisinau, Edf. Litera, 2010.
7) Капица, Тамм, Семенов в очерках и письмах / Под общ. ред. акад. А. Ф. Андреева; М. : Вагриус : Природа, 1998
8) http://www.inr.ru/tavkhelidze/index.html Фотографии показывают убедительно генеалогию этого комуняки.
9)cм: http://physicsworld.com/cws/article/news/1998/oct/02/secret-files-reveal-plan-to-kidnap-bohr
10)Н.Н. Боголюбов//а) Dicționar de mecanică,Ed. Bucuresti, 1977; в)Dictionar cronologic al stiintei si tehnicii Universale, Ed. stiintifica si encicloepdica, Bucuresti, 1977;с) Iuliu Deac Dictionar enciclopedic al Matematicienilor, ed. Universitatii Pitesti, 2002; в)Personalitati ale stiintei, Ed. stiintifica si enciclopedica, Bucuresti, 1977;e)Ю.В. Прохоров, Математический энциклопедический Словарь, М., Изд. Наука. Раздел персоналий f) Enciclopedia Sovietica moldoveneasca, Chisinau, vol.1, 1971;g) В.Л. Левшин, Физический факультет МГУ. Исторический справочник, М, Физ.ф-т, В последнем издании имеются также информации о А.А.Логунове А. Н. Тавхелидзе h) А.Н. Боголюбов, Математики, Механики, Киев, Наукова думка, i)Ю.В. Храмов, Физики, M., Наука, 1983 В этом издании имеются также биографии А.А. Логунова и А.Н. Тавхелидзе. Лишь в источниках e)и f) указывается партийность того или иного ученого.
11) Matin Durrani: http://physicsworld.com/cws/article/news/2009/nov/09/vitaly-ginzburg-1916-to-2009
12) V. L. Ghinzburg// Dicționar de astronomie și astronautică, B., Ed. Științifică și encilopedică, 1977; Personalități ale științei și tehnicii, Dicționar. Ed. stiintifica si enciclopedica, Bucuresti, 1977
13) Ю.И. Кривоносов, Ландау и Сахаров в разработках КГБ, неполный текст смотри в "Комосомольская правда" от 8 августа 1992; Андрей Дмитриевич. Воспоминания о Сахарове. Terra, Книжное обозрение, Москва, 1990 (авторы составители: Татьяна Иванова, Юрий Кашук, Евгений Евтушенко, Михаил Волькенштейн, Р. Пименов, А. Иванов, Н.Н. Райковский, Олег Мороз, Сергей Ковалев, Б. Немцов и др)
[Сообщение отредактировал: Gaina Alex, 17 апреля 2013 21:06]

написано 11 апреля 2013 23:45 (GMT +08:00) Инфо

Nuclear fusion, the energy source that fuels the sun and other active stars, could one day propel rockets that allow humans to go to Mars and back in 30 days, researchers say.

Fusion-powered rockets promise to solve problems of deep-space travel that have long plagued plans for manned missions to Mars — long journeys, high costs and health risks, among them. Scientists at the University of Washington and a space-propulsion company named MSNW say they are getting to closer to creating a feasible fuel for travel to other planets.

"Using existing rocket fuels, it's nearly impossible for humans to explore much beyond Earth," John Slough, a UW research associate professor of aeronautics and astronautics, said in a statement. "We are hoping to give us a much more powerful source of energy in space that could eventually lead to making interplanetary travel commonplace."

Previous estimates have found that a roundtrip manned mission to Mars would require about 500 days of space travel. Slough, who is president of MSNW, and his colleagues calculated that a rocket powered by fusion would make 30- and 90-day expeditions to Mars possible. The project is funded in part through NASA's Innovative Advanced Concepts Program and received a second round of funding under the program in March.

For comparison, past NASA studies have centered on Mars flights that would take two years to complete, and could cost $12 billion just to launch the fuel needed for the mission, according to Slough's team.

Nuclear fusion occurs when the nuclei of two or more atoms combine, resulting in a release of energy. The sun and other stars convert this energy into light, and the same process gives hydrogen bombs their destructive power.

But to use fusion to power a manned spacecraft, a more controlled process is needed.

Lab tests by Slough and his team suggest that nuclear fusion could occur by compressing a specially developed type of plasma to high pressure with a magnetic field. A sand-grain-sized bit of this material would have the same amount of energy as current rocket fuel, the team says.

To get this fuel to propel a rocket to Mars, the team says a powerful magnetic field could be used to cause large metal rings (likely made of lithium) to collapse around the plasma material, compressing it to a fusion state, but only for a few microseconds. Energy from these quick fusion reactions would heat up and ionize the shell of metal formed by the crushed rings. The hot, ionized metal would be shot out of the rocket nozzle at a high speed. Repeating this process roughly every minute would propel the spacecraft, the researchers say.

Slough said the design is fairly straightforward. The next step of the team's work is to combine each of the isolated tests they've already completed successfully into a final experiment that produces fusion using this technology.

"We hope we can interest the world with the fact that fusion isn't always 40 years away and doesn't always cost $2 billion," Slough said in a statement.

Full text:

http://www.space.com/20609-nuclear-fusion-rocket-mars.html

написано 17 апреля 2013 21:57 (GMT +08:00) Инфо

"Часто вспоминают травлю Сахарова в газетах и атмосферу поношения. Вот выразительный эпизод. Его рассказывал мне участник, имени которого я не стану называть. Рассказывал полуизвиняясь и, вместе с тем, оправдываясь. Шло рядовое заседание Большого Ученого Совета МГУ. К сожалению, вёл его покойный Рэм Викторович Хохлов. Говорят, хороший физик и порядочный человек.

В конце заседания Хохлов неожиданно сказал, что есть еще один вопрос, не указанный в повестке дня. И сейчас он прочитает проект письма, осуждающего антисоветскую деятельностьь академика Сахарова.

И прочитал обычную грязь. Наступило молчание. Он спросил: "Нет ли замечаний?". И ровно через полминуты сказал: "Хорошо, замечаний нет; тогда лист с надписями о явке мы будем считать подписями под этим письмом"

(Воспоминания о Сахарове, М., Terra, 1990, cтр. 172)
http://www.memo.ru

gjybuahct
написано 20 апреля 2013 21:00 (GMT +08:00) Инфо

Дата: 27.12.08 11:19
От кого: Молдова.Бессарабия.Поиск родственников и однофамильцев <finvest3@rol.ru> В адресную книгу… В черный список…

Кому: alex-gaina@yandex.ru
Тема: C наступающими праздниками!

Здравствуйте, ГАИНА АБ!

Это сообщение было Вам послано Администратором форума
Молдова.Бессарабия.Поиск родственников и однофамильцев

================================================
Память о своих предках, родственниках - это наше с Вами общее прошлое, без которого нет будущего!

================================================

РУМЫНИЯ МОЛДОВА БЕССАРАБИЯ ПРИДНЕСТРОВЬЕ

Поиск предков, родственников, однофамильцев

Генеалогия

http://www.bessarabia.ru/forum/index.php

адреса для корреспонденции:

alenchii@rambler.ru ; chastinalla@gmail.com

Gaina Alex
написано 30 апреля 2013 19:18 (GMT +08:00) Инфо

The following letter was sent about 1 month ago to professor Nikolay V. Mitskievich

ТЕРЛЕЦКИЙ, МИЦКЕВИЧ, БОР
Hide Details

From

Gaina Alex

To

mitskievich03@yahoo.com.mx

Дорогой Николай Всеволодович,
Насколько мне известно Вы работали на одной кафедре с Я.П. Терлецким.

См. http://theorphys.phys.msu.ru/about/about.html (см. особенно фото)

Как вы прекрасно знаете, я являюсь учеником И.М. Тернова, бывшего проректора, Зав. каф., члена КПСС, секретаря парткома физфака МГУ.

В связи с этим ответьтен пожалуйста:

Naskol'ko mne izvestno Vy raboptali na odnoikafedre s Yakovom Petrovichem Terletskim. Bud'te liubezny, otvat'te na sleduiushchuie voprosy:

1) Состояли ли Вы и Яков Петрович в КПСС?
2) Читали ли вы статью: http://physicsworld.com/cws/article/news/1998/oct/02/secret-files-reveal-plan-to-kidnap-bohr

в котрой утверждается, что Терлецкий был шпионом Берия и имел задание убить Нильса Бора в 1944-м году.
3) Знаете ли Вы, что ваш учитель Д.Д. Иваненко, ведший в 1974-1976 "спецкурс" и семинар по гравитации на физфаке, "отчитывался " секретарю ЦК КПСС Борису Николаевичу Пономареву, курировавшему Y-е колонны в Союзных республиках и бывших соцтсранах?
3) Cостояли ли в КПСС О. Иваницкая, А.К. Горбацевич, И.Д. Новиков, Рябушко, Д.И. Митянок?

C наилучшими пожеланиями в Новом году и с праздником Пасхи!

The content of the letter in English

Dear Professor N.V. Mitskievich,

As I know, you was a professor of the Department of Theoretical Physics at teh Moscow University of Friendship named after Patrice Lumumba during 70-th and 80-th years of the XX-th Century. That Department was chaired, As I know by prof. Yakov Petrovich Terletsky, which had also a course at the Department of Quantum Statistics of the Physics Department of the Moscow State University (chaired by Academician, Prof. N.N. Bogoliubov). The only available photograph of professor Ya. P. Terletsky for the moment can be found at

http://theorphys.phys.msu.ru/about/about.html

on the higher Photo. Prof Terletsky is seating at the 2-nd from the left chair (between prof Ternov (left) and prof A.A. Vlasov (right).

In the connection with this, could you be so kind to answer me to following questions:
1) Was you and prof Ya. P. Terletskii members of the Communist Party of Soviet Union?

2) Which were the personal relations between you and prof Ya. P. Terletskii during yours work at the Department of Theoretical Physics of the Patrice Lumumba University in Moscow?

3) As I know, from the Russian wikipedia, prof. D.D. Ivanenko (see the 2-nd photo) was Yours official Advisor of the Doctoral work, while A. Zelmanov was only yours small advisor.Prof D.D. Ivanenco is known for his relations with the former Secretary of the Central Comittee of the Communist Party of Soviet Union, the author of the teaching course of the History of Communist Party of Soviet Union for Universities in former Soviet Union Boris Nikolaevich Ponomarev, which was responsible during Soviet times also for the 5-th Coloumns in the former Communist Countries of Europe. Could you be so kind to send us some details about yours personal relations with prof D.D. Ivanenko and, eventually, Secretary of CC of Communist Party of Soviet Union Boris Nikolaevich Ponomarev?
Thank you in advance.

No answer was received by me till this moment (30 April 2013). Professor Mitskievich is actually a professor at the Theoretical Physics Department of the University of Guadalajara (Mexico)

--

написано 26 сентября 2013 22:55 (GMT +08:00) Инфо

На Ваши вопросы отвечаю следующее:
1) Ни Н.В. Мицкевич, ни Эрнст Шмутцер, ни Дитрих Крамер не состояли в коммунистических партиях, также как и я. Именно поэтому, после сноса Берлинской стены профессор Шмутцер, известный к тому времени как руководитель школы гравитации в Йенском Университете, был избран ректором Йенского Университета. Стефани также не состоял в СЕПГ. Что касается Яна Хорски, моего соавтора и близкого друга, затрудняюсь ответить. Никогда не задавал ему этого вопроса. Но, возможно, стоит.
2) Биография профессора Д.Д. Иваненко очень сложна. Следует, во-первых учесть, что после убийства Мирона Сергеевича Кирова в 1934 всю школу теоретической физики в Ленинграде сильно распотрошили. Иваненко тогда было 30 лет. Однако еще до этого, в 1928-м году, после организации украинской физико-технической конференции, на которой участвовали Фок, Ландау , а также зарубежные физики, он был на плохом счету у идеологических вождей страны. В результате его сослали в Томск. Что касается его контактов с секретарём ЦК КПСС Борисом Николаевичем Пономарёвым в 70-х годах, когда он был профессором кафедры теоретической физики МГУ, об этом известно достаточно мало. Вы правы в том отношении, что семинары профессора Иваненко в 70-х годах были более философско- исторического плана, нежели имели физическое и математическое содержание. В основном расчеты выполняли его студенты и аспиранты, коих было немало.
3) Перед своей кончиной профессор Я.П. Терлецкий, бывший зав. кафедрой теоретической физики в УДН им. Патриса Лумумбы , в 60-х годах также профессор на части ставки на кафедре теоретической физики МГУ (зав. каф. проф. А.А. Соколов), в 70-х годах также на части ставки на кафедре квантовой статистики (зав. каф. акад. Н.Н. Боголюбов), опубликовал с разрешения высших инстанций подробный отчет о своей командировке в Копенгаген к Нильсу Бору по заданию Лаврентия Берии. Фото Я.П. Терлецкого на фотографии сверху (2-й слева в нижнем ряду, сидя)

относится к 60-м годам.

4)Недавно в Москве, на физическом факультете МГУ был профессор Роджер Пенроуз из Кембриджа. Состоялся семинар и многие встречи с нашими гравитационистами, на которых мы обменялись мнениями по вопросам твисторного подхода к гравитации, формализма Ньюмена и его и его применениям в гравитации.

------------------------------------------------------------------
I am answering to yours questions:
1) Nor Ernst Schmutzer, nor Dietrich Kramer, as well as their younger clleague Stephani were not members of Communist Party; The same also refer to Nikolay V. Mitskievich and me. Concerning my coauthor Jan Horsky (from Bratislava) I never asked him. But I promise to ask him about.
2) The biography of professor D.D. Iwanenko is very difficult. Especially this refer to 1929 and 1934 years, when the Ukrainean Physical and Technical Conference was organized in Kharkov, and S.M. Kirov was killed in Leningrade. I agreee that the seminars of D.D. Iwanenko were more physlosophical and historical-scientifical, than physical or mathematical by content. He had so much doctorands after the war, that He do not need to make mathematical calculations.
3)Before his die, professor Yakov Petrovich Terletskii (1912-1993) which was the Chief of the Department of Theoretical Physics at the Friendship of peoples University Moscow(during 60-th uncomplete professor at the Theoretical Physics Department of the Physics Faculty (chair Prof. A.A. Sokolov), during 70-th uncomplete professor at the Quantum statistics Department of the Physics Faculty (Chair acad. N.N. Bogoliubov)) has writen his memoirs concerning His visit to Niels Bohr in 1945 under a task by Lavrentij Beria, the KGB chief, in view of discussion of problems related with the Nuclear weapons construction. The internet page

contains a photograph of prof. Terletskij during 60-th between the staff of the Department of Theoretical Physics (2-nd from the left, 1-st row).

4) Just recently in Moscow was in a visit professor Roger Penrose from the Cambridge University, with whome we , the collaborators of the theoretical Physics chair at the Physics department of the Moscow University, have discussed problems of twistors and Newman and his formalism in General Relativity and its application.

Ваш ответ:
(Вы оставляете ответ как анонимный участник. Если вы зарегистрированы, то можете войти под своим именем)
Жирный Курсив Подчеркнутый Крупный Мелкий Нумерованный список Маркированный список Гиперссылка Рисунок E-mail Цитата Код
Страницы: 1.
Перейти к: 

Время указано по (GMT +08:00) часовому поясу.